В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.

В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.


Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скафтымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры. Христианское великодушие князя, его способность понять чужую душу, простить ее и полюбить изумляют окружающих настолько, что побуждают их к откровенности и вызывают к жизни светлые стороны человеческой души.

Почему же главным героем своего романа Достоевский избрал «идиота»? Я думаю, здесь имеет значение не сама болезнь, а образ жизни, его обусловленный. Нравственно прекрасным человеком, по Достоевскому, может быть только тот, кто вырос вдали от общества, тот, чье сознание не Замутнено эгоистическими интересами. Удивительно, но человек, наделенный психическим заболеванием, оказывается необыкновенно здоровым нравственно. Важна и этимология слова «идиот». Оно греческого происхождения, означает «частное лицо, несведущий человек, невежда». Действительно, Мышкин — «частное лицо», поскольку не подвержен общим заблуждениям. В определенном смысле он и невежда: ему незнакомы «умственные» теории, он живет сердцем. Мысль эта — о важности «сердечного» ума — была чрезвычайно важна для Достоевского. Именно неведение и ценят герои романа в Мышкине. Любовь людей к нему — это любовь к неизвращенным нормам, тоска по первозданной чистоте.

Сильное и мучительное впечатление произвел на меня финал романа. Кажется странным и непонятным: почему князь, несущий свет и добро, не смог уберечь от беды Настасью Филипповну и Рогожина, а сам навсегда оказался погруженным в безумие? Каждый человек является носителем добра и зла. Мышкин вызывает к жизни светлые чувства людей, тем самым давая понять, что в их душе присутствуют обе стихии, что существует свобода выбора. Жертвой такого выбора и становится Мышкин. Однако я не воспринимаю финал «Идиота» как поражение героя, а значит, не может идти речь о бессмысленности и безнадежности идеалов. Я считаю, что можно говорить о духовном воскресении Рогожина и Настасьи Филипповны.