Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отображение глубинных процессов исторического развития общества. С ноткой трагизма изобразил писатель, как калечит души людей социальная несправедливость, какое отчаяние охватывает человека, который борется за гуманные отношения между людьми, страдает за «униженных и оскорбленных». Роман «Преступление и наказание» Достоевский писал с целью выяснения такого вопроса: может ли гуманный человек, который проникается угнетением человечества, разрешить себе убить никчемное существо ради лишения от страданий и бедности многих благородных и честных людей? Главный герой произведения - Родион Раскольников старается выяснить этот вопрос своими силами. Взгляды и мысли Раскольникова писатель рассматривает в связи с идеями других персонажей.

В событиях романа принимают участие 90 персонажей, из которых только 10 первостепенных, которые имеют четко изображенные характеры, взгляды и играют важную роль в развитии сюжета. Это - Мармеладов, Екатерина Ивановна, Соня, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников. Десятки эпизодичных персонажей играют также незаурядную роль, ведь вместе они составляют необходимый петербургский фон. Шестнадцатилетняя Соня, не выдержав страданий голодных малышей, становится проституткой. Новое «ремесло» было отвратительно Соне, она выходила на улицу с вымученной улыбкой, зачислив себя к грешницам. Вся эта грязь не затронула ее душу и сердце.

Это была просто необходимость зарабатывать деньги. Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с настоящим сочувствием. Он принял ее как «порядочную госпожу», посадил рядом со своими родными. Поэтому не является странной и страстной верность, которой ответила ему Соня. Она не понимает, чем она может быть интересной для такого умного и загадочного человека, как Раскольников. Раскольников убил никчемную старую женщину, а Соня убила себя, и тем обрекла себя на одинокое существование среди людей. Оба преступника, по мнению Раскольникова, должны быть вместе.

И в то же время он сомневается, выясняет, считает ли Соня себя преступницей. Раскольников страдает, но он сам был причиной своих мучений, а Соня страдает без вины, так как платит моральной пыткой не за свои грехи. Итак, она значительно выше его. И от этого его особенно сильно тянет к Соне - он нуждается в ее поддержке. После признания Раскольникова в убийстве Соня и сама начинает считать, что они люди одного круга, люди, от которых отрекся мир. С другой стороны Раскольникову противостоят люди, которые были наиболее дорогими для него до того, как он позволил себе это убийство.





Это его мать, Пульхерия Александровна, сестра Дуня, товарищ по университету Разумихин. Они олицетворяют собой пренебреженную им совесть: они ничем себя не запятнали, живя в преступном мире, и потому общение с ними невозможно для Раскольникова. «Преступление и наказание» - один из самых сложных романов в мировой литературе. Споры по поводу образа Раскольникова длятся и до сих пор. Сам автор относился к своему герою неоднозначно - он придал ему такие черты, как справедливость, совесть, глубокий ум и широкое мировоззрение. И вместе с тем писатель развенчивает его теорию «права на убийство». Своим романом Достоевский убедительно доказывает нам, что не может быть оправдания теории насилия и убийства, какими бы благородными не были мотивы.

Преступление, как крайняя степень нарушения общественных норм, отображало трагическую сущность действительности и социальные противоречия. Характеры героев раскрывались преимущественно в острейшие моменты, когда все накопленное ими в предыдущей жизни вдруг выливалось в экстраординарный поступок. Неожиданные, даже не оправданные сначала действия персонажей писатель мотивирует глубоко скрытыми психологическими причинами, наличием в человеческой натуре разносторонних взаимоисключающих влечений и страстей.

Непривычная динамичность композиции, ощущение катастрофичности того, что творится, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность написания оказались впечатляющим художественным открытием, которое чудесно служило цели отображения самых сложных морально-психологических и социально-философских проблем. Достоевский сумел передать в художественных образах не только поток событий, человеческих судеб, духовную борьбу, но и трагические конфликты в духовной жизни общества.

В своих интеллектуальных романах Достоевский мастерски изобразил острейшие поединки мыслей, трагических столкновений идей и мировоззрений. Любимая писателем форма исповеди героев, которая проявлялась в диалоге с духовным противником, достигала беспощадной откровенности, показывала трагическую диалектику глубинных чувств и мыслей персонажей. Произведениям Достоевского, написанным в жанре романа, наименее присуща эпически спокойная манера повествования. Им присуща острота чисто драматических жанров и богатство художественных образов.