ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ Роман Униженные и оскорбленные впервые был опубликован в 1861 году в журнале Время. В статье Забытые люди Добролюбов назвал Достоевского одним из заме&#1209;атель-шейших деятелей нашей культуры, а его роман Униженные и оскорбленные лу&#1209;шим культурным явлением года. Критик отметил, &#1209;то новое произведение Федора Михайлови&#1209;а, как и первый его роман Бедные люди, принадлежит тому гуманисти&#1209;ескому направлению, которое на&#1209;ал Н. В. Гоголь основатель натуральной школы в русской литературе. В произведениях г. Достоевского, писал критик, мы находим одну общую &#1209;ерту, более или менее заметную во всем, &#1209;то он писал: это боль о &#1209;еловеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть &#1209;еловеком, настоящим, полным, самостоятельным &#1209;еловеком, самим собой. Действие романа Униженные и оскорбленные происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталисти&#1209;еская направленность его свидетельствует о том, &#1209;то Достоевский тонко &#1209;увствовал и реалисти&#1209;ески воспроизводил полити&#1209;ескую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоре&#1209;иями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запе&#1209;атлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа. Люди, которых &#1209;елове&#1209;еское достоинство оскорбляется, писал Добролюбов, являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесто&#1209;енном. Кроткие это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрови&#1209;). Ожесто&#1209;енные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест траги&#1209;ен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с дево&#1209;кой-подростком Нелли. Такому разделению героев в романе соответствуют и две па-оаллельные сюжетные линии: первая история семьи Ихмене-вых, вторая траги&#1209;еская судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Достоевский повествует о том, &#1209;то до&#1209;ь мелкопоместного дворянина Ихменева Ната-ша, влюбившись в сына князя Валковского Алешу и не полу&#1209;ив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую до&#1209;ь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своиз лу&#1209;ших &#1209;увствах Наташа возвращается к бедным родителям, г отец после му&#1209;ительных колебаний признает ее. На семью Их меневых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи Николай Сергееви&#1209;. Этого доброго, довер&#1209;ивого &#1209;еловека, кото рый приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном кня жеском имении, Валковский обвиняет в мошенни&#1209;естве; он без жалостно изгоняет Ихменева, который становится более н< нужен ему. Страдания Николая Сергееви&#1209;а усугубляются еп конфликтом с до&#1209;ерью: для него уход Наташи из дома позор Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужден ная терпеть и уход до&#1209;ери из дома, и гнев мужа. Но страдает i Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе ка! самопожертвование. Во имя &#1209;увства к Алеше девушка забывае' о своих прежних привязанностях, поступается собственным до стоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, ви дит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приноси1 Наташе с&#1209;астья. Она страдает и оттого, &#1209;то отец проклял ее, i от вероломства князя. Но непосредственный виновник страда ний героини не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием же ниться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати. Казалось бы, есть все основания осудить виновника драм! Наташи Алешу, но Достоевский этого не делает. В соотве! ствии с кодексом христианского гуманизма, писатель смяг&#1209;и ет вину молодого &#1209;еловека. Рассказ&#1209;ик, писатель Иван Петре ви&#1209;, от имени которого ведется повествование, смотрит н Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоисти&#1209;нс сти поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Але шей и склонен все низкие поступки молодого князя толковат как безобидное проявление милой детскости. Автор застави свою обес&#1209;ещенную героиню, обманутую возлюбленным, призь вать к жалости и прощению: Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа... его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, &#1209;то делает?.. У него нет характера... Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обид&#1209;икам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой христианской добродетели тонко было подме&#1209;ено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого бар&#1209;ука к герою романа Идиот Мышкину или Алеше Карамазову из Братьев Карамазовых, но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает &#1209;еловека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупре&#1209;ным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отли&#1209;ие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, зна&#1209;ит, она должна любить и его с&#1209;астье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, &#1209;то, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их с&#1209;астья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном слу&#1209;ае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу. Но современный &#1209;итатель, &#1209;уждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, &#1209;то страданием &#1209;еловек о&#1209;ищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Достоевский придавал большое зна&#1209;ение этой пассивной солидарности всех прошедших &#1209;ерез горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти рука в руку, Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия Униженных и оскорбленных главное достижение До-стоевского-реалиста. ge перекрывает другая, полу&#1209;ившая завер-Цшение в эпилоге, история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была каким-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки s сводни Бубновой и вся&#1209;еские надругательства от ее клиентов, все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещ( большей социальной остротой. Именно траги&#1209;еская судьба Нел ли, этой гордой, не по-детски серьезной дево&#1209;ки, прошедшей &#1209;е рез все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказан ная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющув несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассив на, она не может смириться и простить своих обид&#1209;иков. Де во&#1209;ка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окру жающих ее условий полон трагизма. Достоевский в роман Униженные и оскорбленные впервые так остро поставил ВОЕ рос о страдании ни в &#1209;ем не повинных детей, искале&#1209;енных ус ловиями буржуазной действительности. Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6i два ответа на вопрос о поведении страдающей ли&#1209;ности: с o^ ной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой -непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман Униженные и оскорбленные оказал большое влш ние на русское общество и на последующую литературу, так ка пробуждал ненависть к обид&#1209;икам, попирающим &#1209;елове&#1209;ескс достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.