Автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно он призывает прийти на помощью Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею произведения: необходимо единство князей в борьбе со степняками, необходимо прекращение войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.

Автор «Слова» не возражает против феодальных взаимоотношений своего времени, утверждавших удельную систему (со всеми пагубными последствиями раздробленности Руси), он возражает лишь против междоусобиц, посягательств на чужие земли («се мое, а то мое же»), убеждает князей в необходимости жить в мире и безусловно подчиняться старшему по положению - великому князю киевскому. Поэтому так прославляются в «Слове» победы Святослава Киевского. Именно он обращается с укором к Игорю и Всеволоду, отправившимся «себе славы искати», именно он с горечью порицает «княжеское непособие». Автор «Слова» стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в «Слове» именует своих двоюродных братьев - Игоря и Всеволода - «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом» (Игорь и Всеволод пробудили зло, которое «бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозный великий киевскый»1), так как он их сюзерен, феодальный глава.

Этой же идее-необходимости единства князей подчинены и исторические экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя - Святославич), «ковавшего крамолы», в которых сокращаются «въци человъкомь», он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича - времени единения Руси, тогда, как сейчас, порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давидовы». Это настойчивая и отчетливо выраженная патриотическая идея «Слова» была сформулирована К. Марксом: «суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ»2.

Художественная природа «Слова» своеобразна. Это не воинская повесть в собственном смысле этого термина. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 г., он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории. Именно этими жанровыми особенностями «Слова» определяется и своеобразие его композиции и система его образов.

Композиция «Слова». «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее, заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою «песнь» «по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню».

Определив хронологический диапазон своего повествования («от стараго Владимира до нынъшняго Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону». Он как бы «примеряет» к своей теме поэтическую манеру Бояна («Не буря соколы занесе чресъ поля широкая - галици стады бъжать къ Дону Великому» или: «Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ КыевЬ»)3.
В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода, восто

Похожие сочинения

  1. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
    Повесть временных лет возникла в Киеве, в знаменитой Киево-Печерской Лавре. В других древних русских городах тоже возникали свои летописи: у Чернигова на юге, а на севере у Новгорода, Суздаля и позже у Владимира на Клязьме (основан в 1108 г.) тоже были...смотреть целиком
  2. Плач Ярославны
    «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными...смотреть целиком
  3. «Слово о полку Игореве» и проблема авторства
    Любое по-настоящему значимое событие в литературе или истории всегда сопровождается множеством дискуссий и научных споров. «Слово о полку Игореве» не стало исключением. До сих пор идут дискуссии не только относительно авторства, а и относительно аутентичности...смотреть целиком
  4. Изображение ратных подвигов как потребности времени
    «Слово о походе Игореве» принадлежит к памяткам древне украинской литературы XII ст. «Песня о Роланде» изображает события VIII ст., но впервые была найдена, как и «Слово о походе Игореве», тоже в XII ст. и принадлежит к французскому народному эпосу....смотреть целиком
  5. История школьного изучения «Слова о полку Игореве»
    «Слово» рано входит в практику преподавания, будучи сразу же признано как произведение образцовое. И оно навсегда остается в программе средней школы, найдя, таким образом, своих первых читателей в лице подростков. Будучи памятником древним, оно, тем...смотреть целиком
  6. Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве»
    Для до монгольского периода в развитии литературы была характерна «эстетика дистанций» дистанций пространственных и временных. Чтобы быть эстетически ценным, явление должно было быть представлено в громадной перспективе, с далекого расстояния, как бы...смотреть целиком
  7. Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве"
    К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова». Он говорит об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, сёлах, делает участниками событий разнообразных птиц и зверей, населяющих...смотреть целиком