«Слово о полку Игореве» родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась. В первую очередь, это было связано с бесконечными междоусобными войнами, буквально раздирающими некогда могучее государство на части. С другой стороны, Руси начал угрожать внешний враг - грозные степные завоеватели. Словно предчувствуя неминуемую беду, автор произведения обратился к своим современникам, в особенности к тем, в чьих руках была сосредоточена власть и будущее страны, с пламенным призывом объединиться.

В основе сюжета «С лова о полку Игореве » лежат подлинные исторические факты. В XI веке юго-восточные границы Киевского государства подвергались опустошительным набегам степных кочевников половцев. Русские князья, перессорившиеся в междоусобных войнах, сами привели завоевателей на родную землю. Владимиру Мономаху удалось нанести врагам сокрушительный удар и отбросить их за Дон, но после его смерти междоусобицы усилились и половцы начали совершать регулярные набеги на Русь. Южнорусские князья решили объединиться в борьбе со степными кочевниками. Киевскому князю Святославу Всеволодовичу удалось создать небольшую коалицию князей, которые приняли участие в летнем походе на половцев. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, грозный хан Кобяк захвачен в плен и казнен в Киеве. Успех приободрил князей, и Святослав стал готовиться к следующему походу.

Весной 1185 года Игорь Святославич, его брат Всеволод из Курска, сын Владимир из Путивля и племянник Святослав Ольгович из Рыльска выступили в поход против степных кочевников. Игорь Святославич надеялся на удачу, мечтая о собственной славе и, возможно, завоевании Тмутаракани, которой некогда владели черниговские князья, в частности дед Игоря Олег. Поход закончился разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска в живых осталось всего 16 человек. Об этом неудачном походе и повествует «Слово о полку Игореве». Композиция произведения представляет собой последовательный ряд наиболее значительных эпизодов, которые позволяют автору высказать свое отношение к изображаемым событиям, донести основную, патриотическую идею, которая прочно цементирует все его части в единое художественное целое.

Открывается «Слово о полку Игореве» небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна, утверждая, что не будет следовать традиции, «аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шисымх орлом подъ облакы». Здесь же автор готовит читателя к восприятию идейного содержания «Слова о полку Игореве». Первый шаг в этом направлении - упоминание имен славных князей прошлого: старого Ярослава, храброго Мстислава, красного Романа Святославича. Деяния этих князей были настолько значительны, что им самим не надо было искать славы, как, например, Игорю Святославичу. Воспевая героев, певцу не было необходимости украшать свое повествование живописными деталями, ибо славу им подарили их славные дела.




Были в истории Руси славные имена и славные поступки. Недаром автор очерчивает хронологические рамки своего повествования: « отъстарого Владимира до нынешнего Игоря ». Годы правления Владимира Святославича запечатлелись в памяти народной как годы расцвета Киевского государства. Представление о Владимире соответствует основнойидее автора, противопоставляющего в «Слове о полку Игореве» единство Руси в отдаленном прошлом усобицам своего времени.

Завязку сюжета «Слова о полку Игореве» составляет выступление русских войск в поход. Несмотря на то что первое столкновение с половцами закончилось победой русских войск, читателя не оставляет предчувствие будущей трагедии. Сама природа, сочувствуя своим неразумным детям, словно предупреждает князей: «Одумайтесь!» Но боевой дух Игоря кипит: «братие и дружино! Лужецх бы потяту быти, неже полонену быти».

Великое искушение «коте приломити конець поля Половецка-го», «испити шеломомъ Дону» затмило для Игоря грозные предзна-меновения природы. Как в природе произошло затмение солнца, источника жизни, так и в Игоре жажда славы затмила здравые рассуждения о целесообразности похода, не позволив ему своевременно соотнести собственные силы и силы врага. Все князья, участники похода, были потомками крамольного князя тмутараканского и черниговского Олега, который в борьбе за княжеский престол вел бесконечные войны с другими русскими князьями и не один раз обращался за помощью к половцам, почему и называется в «Слове о полку Иго-реве» «Гориславичем». Постепенно вырисовываются контуры концепции автора: князья всегда являются носителями славы своих предков. Сыновья и внуки продолжают политику отцов и дедов - такова традиция. Следовательно, Игорь должен был обратиться к истории своего рода, вспомнить о злосчастной судьбе своих предков.

Автор «Слова о полку Игореве» настойчиво подчеркивает основную идею произведения: в борьбе со степняками необходимо единство князей, прекращение усобиц, которые заставляли непримиримых врагов постоянно обращаться за помощью к половцам. Перед лицом общей опасности князья должны забыть о войнах за чужую территорию и чужой престол. Автор убеждает князей жить в мире и подчиняться старшему по положению - великому князю киевскому. Оставив на время рассказ об Игоре, он повествует о бедах Руси, утверждая, что причиной их являются сами князья. Только объединением русских войск можно добиться победы, подобной той, которую одержал Святослав Киевский. Сам победитель обращается к Игорю и Всеволоду с «золотым словом», как к своим «сынцам». И продолжая мысль Святослава, автор обращается к другим влиятельным князьям, прославляя их ратные подвиги и предлагая отомстить за «раны Игоревы».

О том же плачет в Путивле-граде и жена Игоря Ярославна. Характерно, что в этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, на первый план выходят общественные мотивы: Ярославна печется не только о благе мужа, она плачет и о его бедных воинах. Заканчивается «Слово о полку Игореве» возвращением Игоря из плена. Этот торжественный финал вселяет надежду на то, что ран или поздно справедливость восторжествует. Поучительная история Игоря Святославича является показательным уроком для князей, которые ставят собственные интересы выше интересов национальных, но только единение и взаимопонимание поможет Руси преодолеть суровые испытания истории.