Страница: [ 1 ]  2  

Написано оно, по-видимому, дружинником, описывающим несчастный поход Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, против половцев. О походе этом говорят и летописи, особенно подробно и красочно описан он в Киевской (Ипатьевской) летописи под 1185-м годом.

По содержанию "Слово о полку Игореве" можно разделить на четыре части. Начинается оно со вступления — "Не лепо ли ны бияшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повЬстей о пълку ИгоревЬ, Игоря Святославича?" — говорит автор. ("Не лучше ли было бы нам, братия, начать печальный рассказ о походе Игоря, Игоря Святославича, на старинный лад?) — "Но мы будем вести рассказ по былям (действительным фактам) сего времени, а не по вымыслам Бояна". Боян был, повидимому, знаменитым певцом эпохи дружинной поэзии. Он несколько раз упоминается в "Слове", автор которого называет его "вещим", — "соловьем старого времени". Когда Боян пел, говорит автор, то он напускал свои десять пальцев на струны, как десять соколов на стадо лебедей, и струны под его пальцами "рокотали" князю славу.

1-ая часть. После этого вступления начинается рассказ. Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, собирается в поход против половцев с сыном своим Владимиром, князем Путивльским, братом Всеволодом, князем Курским, и племянником Святославом, князем Рыльским. О походе этом князь Игорь не известил Святослава, великого князя Киевского, надеясь на собственные силы. Поход начинается дурным предзнаменованием, затмением солнца. Но Игорь не обращает на это внимания и говорит своей дружине, что хочется ему до "синего Дона" дойти, что готов он скорее погибнуть, чем в плен попасть. "Игорь ждет мила брата Всеволода". Всеволод присоединяется к войску Игоря со своими "курянами" (дружиной города Курска) и говорит: "Один брат,, один свет, светлый ты, Игорю". Между братьями полное единодушие. Всех князей, участвующих в походе, автор называет "Ольговичами", так как они — потомки князя Олега Святославича Черниговского, — "Ольгово гнездо".

Дурные, зловещие предзнаменования продолжаются во все время похода. Солнце затмевается, ночью гроза птиц вспугнула, — "свист ззЬринъ въста". Таинственный "Див", предвещающий беду, кличет с верхушки дерева. Волки воют по оврагам. Орлы сзывают зверей на кости. Лисицы лают на красные щиты.

Но дальше и дальше по пути к Дону ведет Игорь свою храбрую дружину, которая надеется в половецких степях добыть себе чести, а князю своему — славы. "О, Русская земля, уже за шеломенем еси!" ("О, Русская земля, уже ты за холмом!") восклицает автор. В пятницу русские встречаются с половцами. Первая битва оканчивается большой победой Игорева полка, русские забрали огромную добычу у половцев. Ночью войско отдыхает. — "Дремлетъ во пол-Ъ Ольгово хороброе гн-Ьздо. Далече залегЬло".

На другой день два половецких хана, Гза и Кончак, один за другим, ведут свои полчища против русских. Начинается битва на реке Каяле, "у Дона великого", — битва, которая длится два дня. Яркими и поэтическими красками описывает автор страшную битву. Стрелы дождем сыплются с Дону "великого", копья ломаются, мечи притупляются о шлемы половецкие. — "О, Русская земля, уже за шеломенем еси!"

Особенно ярко и героически описан князь Всеволод, которого" автор называет "туром" (буйволом). — "Яръ-туре, Всеволоде! Стоиши на борони, прыщещи на вой стрелами. Грем-леши о шеломы мечи харалужными. Камо, туръ, поскочаше, своимъ златымъ шеломомъ посвечивая, тамо лежать поганыя головы половецкыя",

Черная земля под копытами "посЬяна костьми, кровью полита". "Бишася день, бишася другой, третьяго дня къ полуд-нию" — пали знамена Игоря.

Поэтически сравнивает автор битву со свадебным пиром: "кроваваго вина не доста (не хватило); ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую".

Игорь с сыном Владимиром попали в плен к половцам. Трава от жалости поникла, дерево от скорби к земле преклонилось. Горе и несчастье разлилось по всей земле русской.

2-ая часть. Великий князь Святослав в Киеве видел смутный сон. Видел, будто его, лежащего на кровати, покрывали черным покрывалом, поили его синим вином, смешанным с "трудом" *), сыпали на него крупный жемчуг; видел он, что терем его злотоверхий стоит без своих резных украшений. Князья и бояре говорят Святославу, что его сон предвещает погибель войска Игоря. Тогда Святослав со слезами восклицает: О, мои сыновья, Игорь и Всеволод! Что вы сделали моей серебряной седине!

Поел)© этого автор "Слова" обращается с воззванием ко всем князьям русским, призывая их отмстить за поражение Игоря, отомстить "за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславича".

Автор взывает к князю Всеволоду Суздальскому, к знаменитому Ярославу Осмомыслу Галицкому, и ко многим другим удельным князьям*). Удивительное сознание национального единства и глубокий патриотизм чувствуется в произведении этого неизвестного дружинника, автора "Слова"; несмотря на разделение Руси на уделы и постоянные княжеские междоусобия, он чувствует Русь, как единое целое, и зоает всех князей отомстить половцам за обиду, нанесенную русской земле.

3-ья часть. Княгиня Евфросиния Ярославна, жена Игоря, сидит на стене города Путивля и плачет, обращаясь с мольбой к силам природы. Она хотела бы стать кукушкой (зегзи-цей), полететь к Дунаю, зачерпнуть рукавом воды и омыть раны на теле князя Игоря. Обращаясь к ветру, княгиня упрекает его, зачем он несет на своих крыльях стрелы ханские — половецкие? Неужели 1ему недостаточно веять в облаках по кебу, лелеять корабли на синем море? — Ярославна просит Днепр, чтобы он, пробивший каменные горы в земле Половецкой, принес бы ей на своих волнах лодки (ее милого. Затем Ярославна призывает светлое, "тресветлое" солнце, которое всем одинаково посылает свои лучи, — его упрекает княгиня, что оно в безводном поле иссушило луки войска »ее милого, замкнуло их колчаны. Существует много переводов "плача Ярославны", многие поэты положили его на стихи, но поэтическая красота его чувствуется больше всего в подлиннике.

4-ая часть "Слова" написана совсем в другом стиле, короткими отрывистыми фразами, радостным тоном, — написана она, вероятно, позднее. В этой части рассказывается, как Игорь, с помощью половца Овлура, бежит из плена половецкого и возвращается на Русь. Поэтически и сказочно описывается бегство Игоря, который то горностаем бежит по тростнику, то белым гоголем плывет по воде, то взлетает соколом под облака, убивая гусей и лебедей себе на завтрак, обед и ужин. Вся природа сочувствует бегству Игоря и помогает ему. Донец стелет ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевает »его теплыми мглами, соловьи поют радостные песни, дятлы стуком указывают ему дорогу.

Половецкие ханы Гза и Кончак пускаются в погоню за Игорем и совещаются, что им делать с молодым князем Владимиром Игоревичем, который остался у них в плену и полюбил "красную девицу" (дочь Кончака)? Но Гза и Кончак не настигают Игоря, который благополучно возвращается на родину и едет в храм Божией Матери (едет "по Боричеву къ Свя-ттзй Богородици Пирогощей"), вероятно для того, чтобы помолиться и благодарить Бога за свое возвращение из плена. "Страны ради, грады весели".

В "Слове о полку Игореве" мы встречаем смешение языческих и христианских верований. Написано оно было около 200 лет после крещения Руси. Но христианская культура долго не могла победить и искоренить языческих верований, крепко державшихся в народе. Мы встречаем в "Слове" упоминание языческих божеств -— Даждь-бога, Велеса, Стрибога. Автор называет русских — "даждь-божьими внуками". Перед битвой появляется странное мифическое существо "Див", предупреждающее половцев о приближении русских.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Темные места честного "Слова о полку Игореве"
    В 1791 году А. И. Мусин-Пушкин был назначен обер-прокурором Святейшего Синода. В том же году, 11 августа, Екатериной II был издан указ, по которому Синоду разрешалось собрать и изъять из монастырских архивов и библиотек рукописи, представляющие интерес...смотреть целиком
  2. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны...смотреть целиком
  3. Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве»
    1. Своеобразие жанра «Слова...». 2. Особенности композиции. 3. Языковые особенности произведения. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени,...смотреть целиком
  4. После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве»
    «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием… монгольских полчищ». Карл Маркс. Известнейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написано на рубеже XII-XIII веков. Поводом для его написания послужило...смотреть целиком
  5. Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе
    Исследования последних лет убедительно доказали, что «Слово» могло быть написано вскоре после изображенного в нем события - похода Игоря на половцев. Характер изложения, обилие в памятнике намеков, понятных только современникам событий, злободневность...смотреть целиком
  6. Тема Руси в «Слове о полку Игореве»
    Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава...смотреть целиком
  7. Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
    Произведение безымянного русского автора, посвященное реально произошедшему в 1185 году походу князя Игоря Новгород-Северского на половцев, называется «Слово о полку Игореве». Но истинным, главным героем произведения является вся русская земля, Родина,...смотреть целиком