1. Вступление. Зачем чаще всего изображают природу в художественных произведениях? Вспомните произведения, в которых пейзаж играет важную роль. Какое место занимает природа в «Слове о полку Игореве»? Сколько раз встречаются описания степи? Можно ли предположить, что автор связывал с образом природы какую-то важную для себя идею?

2. Основная часть.
1) В каких эпизодах автор рисует степь?
А) Затмение.
Б) Мир степи перед битвой и во время сражения. Какие птицы и животные упоминаются автором? Какой смысл имеют эти упоминания?
В) Природа в плаче Ярославны.
Г) Изменения в природе после мольбы княгини.
2) Как соотносится мир природы и человека в «Слове..»? Какими художественными средствами пользуется автор? Приведите примеры сравнений, олицетворений, метафор, инверсий. Что усиливается этими средствами?
3. Заключение.

Можно использовать в своей работе материал:
Природа, как заметил еще Н. К. Гудзий, «не немая, бессловесная, а звучащая и даже говорящая: галки говорят своей речью, Донец разговаривает с Игорем ... Обильные и богатые эпитеты и сравнения «Слова…» — сплошь из мира природы. Боян — соловей, Всеволод — Буйтур, поганый половчин — черный ворон. Боян растекается серым волком по земле, сизым орлом под облаками. С серым волком сравниваются также князь, дружина и Кончак. Князья, кроме того, сравниваются с солнцем, с месяцем, с соколами, дружина — с теми же соколами и со стадами галок, Ярославна с кукушкой, Игорь с горностаем, с белым гоголем, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом»

Свяжите вывод о роли пейзажа в «Слове о полку Игореве» со строками из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...