Летописи, виднейшие памятки исторической литературы Древней Руси, были написаны как хроники (ежегодные записи, аналы) и содержат в себе также разный литературный материал: сказы, легенды, биографии и заимствования из византийских хроник и т.п. Летописание на Руси началось в Киеве, а первое летописное введение, которое дошло к нам в нескольких редакциях под названием «Повесть временных лет», было заключенное Печерским монахом Нестором около 1110 . Ему предшествовали несколько киевских (первое приблизительно 1039 г.) и новгородских сведений.
«Начальная Летопись», что легла в основу «Повести временных лет», начинается библейским сказом о потопе, распределении мира между сыновьями Ноя, дальше повествует о расселении славян, об апостоле Андрее и переходит к вопросу – «Кто первым начал княжить» на Руси (сказ о Кие, Щеке и Хориве, призвание варягов и т.п.). В дальнейшем изложении исторических событий за годами вставленные легендарные рассказы о Кожемяке (под 993 г.), об осаде Белгорода печенегами (997) и прочие.
Нестор не только дополнил «Начальную Летопись» (что есть на исходе 1093 г.), а и продолжил ее до 1110 г., прибавив сведения о междоусобицах между сыновьями Ярослава, нападениями половцев на Киев, съездах князей, ослеплении Василька. Вторая редакция «Повести» (1116) принадлежит игумену Видубецкому монастыря Сильвестра, который, кроме другого, дополнил ее речью Владимира Мономаха на Долобском съезде князей (1103). Также вероятно, что в Видубецком монастыре было добавлено к «Повести» и «Поучение детям» Владимира Мономаха. Третья редакция «Повести» составленная приблизительно в 1118 году в Киево-Печерском монастыре.
«Повесть временных лет» легла в основу дальнейшего летописания в Киеве и других центрах Руси.