Цель: Показать, что тема родины — основная в поэзии С. а. Есенина, проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к родине.
Оборудование: Портрет С. а. Есенина, тексты стихотворений о природе и родине, аудиозапись романса «Забава» (на стихи С. а. Есенина) в исполнении а. Малинина; репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», Рылова «В голубом просторе», Куинджи «Берёзовая роща», Ф. а. Васильева «мокрый луг», сто.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Есенина (используя ранее полученные знания); выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики С. а. Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит его стихотворений.
Тип урока: Комбинированный.
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Актуализация Опорных Знаний
Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. Наше время — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Воспевая природу, русская литература всегда служила подлинным источником гуманизма. Стихи С. а. Есенина проникнуты любовью к природе и пониманием места человека в ней.
Главная отличительная черта поэзии Сергея Есенина — её лиризм, «половодье чувств» лирического героя, постоянное самораскрытие, самовыражение лирического «я». Необычайная лирическая искренность есенинской поэзии во многом обусловлена удивительной автобиографичностью. Даже в пейзажных зарисовках поэт продолжает говорить о себе, своей судьбе, своих чувствах, своих думах. мы узнаём его в клёне, то золотоголовом, то опавшем и заледенелом, героиню его любовного романа угадываем в берёзке с зелёной причёской. В одной из автобиографий С. Есенин написал:
«что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах».
IV. Работа Над Темой Урока
1. Слово учителя
— любовь к родной природе у Есенина проявилась прежде всего в создании шедевров пейзажной лирики. Пристально вглядываясь в каждую подробность окружающего мира, поэт осознает весомость и значительность каждого момента жизни природы. Всё здесь гармонично слито, проникнуто пристальной нежностью.
Вот уж вечер. роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу.
Источник этой любви — в детстве поэта, мир природы окружал его с самого рождения.
Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Это стихотворение напоминает народную песню-заклинание.
Сергей Есенин говорил, что «нет по
эта без родины». Для неё он берёг самые
заветные эпитеты, самые неожиданные
метафоры, самые смелые олицетворения.
Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его малая
родина — рязанская земля — вскормила
и вспоила его, научила любить и понимать
то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей всю
красоту русской природы, которую воспевал в своих стихах. На сегодняшнем уроке
мы рассмотрим, какое развитие получила
это тема в лирике С. а. Есенина. а начнём
мы урок с «литературных визиток», которые подготовили ваши одноклассники. Сергей Есенин
2. выступление учащихся с «литературными визитками»
о жизни и творчестве С. а. Есенина «всю душу выплесну
в слова…» (См. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
3. исследовательская работа (в группах)
Комментарий. Все учащиеся работают в группах, рассматривая тему «развитие темы родины и природы в творчестве С. а. Есенина» по периодам.
Каждая группа работает по общему для всех плану:
Y выделить в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме родины, природе;
Y проанализировать стихотворения, обратив внимание на то, как развивается эта тема, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворений;
Y представить свои наблюдения в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.
Задание для 1-й группы. «мой край задумчивый и нежный…» (1914–1916): стихотворения «Край любимый…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь», «Запели тёсаные дроги…».
Задание для 2-й группы. «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь» (1917–1921): стихотворения «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!».
Задание для 3-й группы. «Несказанное, синее, нежное, тих мой край после бурь, после гроз» (1924–1925): стихотворение «Русь Советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль…».
Презентация результатов исследовательской работы представителями групп
Создание и решение проблемной ситуации: работа с текстами стихотворений С. Есенина о родине и природе (в парах) Задание. «Природу Есенин ощущал в движении, он улавливал
Взаимосцепление отдельных её элементов. Он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: «Сыплет черёмуха снегом»; «Как метель черёмуха машет рукавом»; «На грядки капусты волноватой рожок луны по капле масло льёт»; «Кругом роса медвяная сползает по коре, //Под нею зелень пряная сияет в серебре». Взор поэта схватывает и общую картину, и мелкие предметные детали (часто близкие к предметам обиходного мира). Природа дышит, действует, живёт. Именно этим объясняется то, что поэт, описывая
Её, прибегает к способам звукового изображения: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит в его стихах не только сосняк, звенит и рожь, и — что особенно характерно — в звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «в роще по берёзкам белый перезвон», «хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвон-ных», «а у низеньких околиц звонко чахнут тополя»,— заметил И. С. Эвентов.
♦ Продолжите ряд примеров «цветного звучания» есенинских стихов, начатый литературоведом И. С. Эвентовым, определите эмоциональные оттенки этого звучания.
♦ Проследите, какая эмоциональная доминанта была характерна для «озвучивания» лирики поэта в различные этапы его творчества. Подтвердите наблюдения цитатами из произведений С. а. Есенина.
♦ рассмотрите репродукции картин известных художников, ответьте на вопрос «что объединяет С. а. Есенина с художниками картин «Золотая осень», «В голубом просторе», «Берёзовая роща», «мокрый луг»?».
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
1. обобщающая беседа
♦ Какие эпизоды биографии С. а. Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве?
♦ Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?
♦ Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края?
♦ Какое место в раннем творчестве С. а. Есенина занимает русская деревня («В хате», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Запели тёсаные дроги…» и др.)?
♦ Как меняется образ деревни в постреволюционных произведениях поэта?
♦ можно ли говорить о решительном неприятии есенинским лирическим героем городской жизни и города? В каких стихотворениях нашло отражение противопоставление города и деревни?
♦ Какой видится есенинскому герою природа? Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, сегодня на уроке вы убедились в том, что природа у С. а. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его
Поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет…», «Увяданьем золота охваченный, я не буду больше молодым…» и др.). Каждый поэтический образ определён жизнью, в нём проявляется диалог поэта с миром — природой, землей. В точности проникновенности образа — творческий дар и жизненная философия поэта.Творческое наследие поэта очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клёна, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит — и человечество.
3. Прослушание аудиозаписи романса «Забава» (на стихи С. а. Есенина) в исполнении а. малинина
VI. Домашнее Задание
Составить «Словарь поэтических символов С. а. Есенина».
Прочитать стихотворения из поэтических циклов «москва кабацкая» и «Персидские мотивы».
Творческое задание (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений из цикла «Персидские мотивы»: «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Никогда я не был на Босфоре…», «Не жалею, не зову, не плачу…».