Поэма С. Есенина «Анна Снегина» на­чинается и заканчивается лирическим аккордом — воспоминаниями автора о ранней юности, о «девушке в белой на­кидке».

Развитие сюжет получает в первой час­ти поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в сто­роне от них, отдохнуть в общении с при­родой, вспомнить юность.

Однако события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать»:

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Февраль 1917 года всколыхнул дерев­ню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криуши свой вожак — Прон Оглоблин.

Приехавший из Питера бывший одно­сельчанин, герой поэмы, встречен зем­ляками и с радостью, и «с любопытст­вом». Он теперь «важная шишка», сто­личный поэт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы вроде этого: «Скажи, отойдут ли крестьянам без вы­купа пашни господ?»

Однако другие вопросы волнуют героя. Его занимает воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь бы­ла безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для поэта сли­лось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое — прекрасно и поэтично.

От своего друга, старого мельника, ге­рой узнает, что Анна, дочь соседней поме­щицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тре­вожить тот легкий поэтический образ, ко­торый остался от ранних юношеских впе­чатлений.

Да, теперь Анна Снегина — важная да­ма, жена боевого офицера. Она сама на­ходит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной де­вушки в белом ему милее, он не хочет по­менять его на случайную любовную ин­тригу. В ней нет поэзии. Жизнь еще теснее сближает поэта с ме­стными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны.

Конфликт между поэтом и Анной кончает­ся разрывом. «Он умер... А вот вы здесь», — упрекает она героя своего недолгого рома­на. События октябрьских дней снова стал­кивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мель­ник привез бывших хозяек к себе. Послед­няя встреча не сблизила бывших влюблен­ных. Анна полна личных, интимных пережи­ваний, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за не­вольные оскорбления, а он думает о пере­деле помещичьих земель.

Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна уехала в далекий и чужой Лондон.

Последняя часть поэмы — это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне — два письма. Одно от мель­ника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое пись­мо — из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очеред­ного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатле­ний и переживаний? Для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспомина­ниями о Родине. Любовь, Родина, приро­да — вот истинные ценности, способные согреть душу человека.

Поэма «Анна Онегина» написана в сти­хотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лиричес­кого жанров в единое нераздельное це­лое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатле­ния и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой по­эмы выступает и как рассказчик, и как ге­рой произведения, и как участник собы­тий предреволюционного и революцион­ного времени.

И в этой манере автора, и в самом сю­жете, хотя события происходят совер­шенно в другое время, есть какие-то от­звуки пушкинского «Евгения Онегина». Возможно, роднит их женский образ и русская душа.

Я беру на себя смелость утверждать, что «Анна Снегина» — это есенинский ро­ман в стихах по охвату событий и богатст­ву образов.