ЗЮСС (нем. Suss) — герой романа Л.Фейхтвангера «Еврей Зюсс» (1925). Вначале Фейхтвангер написал пьесу с тем же названием (1917-1918), но сам не дал ей хода, потому что не смог, по его собственным словам, выразить в ней идею «о смысле и бессмысленности действия». Писателю хотелось показать человека нового времени, предпринимателя и политика, сильного, энергичного и циничного, наделенного способностями, познавшего богатство, власть и в конце концов убедившегося в бессмысленности всех своих деяний. События романа относятся к тридцатым годам восемнадцатого века, эпохе феодальной раздробленности Германии, когда в Вюртем-берге сменяли друг друга похотливые и расточительные герцоги-самодуры. Йозеф Зюсс Оппенгеймер — лицо историческое, министр финансов при дворе Карла-Александера Вюртембергского. Обладающий безошибочным политическим чутьем, 3. выбирает себе будущего правителя и возводит Карла-Александера на престол с помощью интриг и махинаций. Герой предстает в романе в совершенно разных ипостасях: то он блестящий дипломат европейского типа, тонко разбирающийся в современных обычаях света, в том, какие чулки носить и в каких собраниях появляться; то он придворный шут, покорно сносящий унижения от своего господина, знающий свое место еврей, которого можно публично оскорбить. Но во всех ситуациях 3. лишь усмиряет свое самолюбие, для него сиюминутное униже-ние — ничто в сравнении с завтрашним успехом. 3. умнее своих хозяев и поэтому использует их же средства и методы на пути к власти. Законы затхлой и пошлой феодальной сре-ды — это и его законы, по ним он живет. Здесь каждый за себя, каждый отстаивает собственный интерес. Карл-Александер, беря в жены Марию-Августу, приобретает не жену, а богатство и бесплатную шлюху с красивым телом. Ради этого он без всяких колебаний переходит в католическую веру по настоянию новой родни. 3., его зеркальное отражение, брезгует знакомством с мудрым финансистом Исааком Ландауэром, потому что тот не скрывает своего еврейского происхождения и пренебрегает всеми светскими условностями. Для 3. его семья — старый предсказатель раб-би Габриель и дочь Ноэми — скорее обуза, мешающая идти к цели. Двойник 3.— советник Вейсензее — становится его «палачом». 3. поставляет герцогу все новых и новых девушек. Одна из них дочь Вейсензее. Советник мстит 3. тем же: он раскрывает герцогу тайну Ноэми, и та предпочитает покончить с собой, чтобы не быть обесчещенной. (Ситуация почти полностью совпадает с коллизией драмы В.Гюго «Король забавляется».). 3. сломлен, уничтожен, но, как человек деятельный, находит для себя новую цель — месть. Его месть столь же изобретательна и жестока, как вся его жизнь. Он сам провоцирует католический заговор, вовлекает в него герцога и разоблачает его, после чего тот умирает, не вынеся поражения. 3. знает, что и его ждет страшная участь, но не может отказать себе в последнем удовольствии: он произносит монолог ненависти над умирающим герцогом. А потом безропотно сносит пытки и принимает смерть на виселице уже другим человеком, познавшим бессмысленность и суетность всех своих усилий. Поскольку в произведении Фейхтвангера нельзя было не усмотреть явного осуждения писателем-евреем своего героя-соплеменника, фашистская пропаганда сочла роман своего рода подарком, и в 1940 г. культовый нацистский режиссер Файт Харлан выпустил фильм «Еврей Зюсс». Хотя в указании первоисточника не было имени Фейхтвангера, плагиат был очевиден. И Фейхтвангер, возмущенный этим, адресовал восьми актерам фильма открытое письмо с обвинением в антисемитизме. Фильм был запрещен.