А. Фет «Это утро, радость эта…»
Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и нелёгкую жизнь. В возрасте четырнадцати лет он был объявлен незаконнорожденным, его лишили отцовской фамилии Шеншин. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Поэтому главной его целью было вернуться в дворянское лоно Шеншиных. Он был человеком, всегда добивавшимся поставленной цели, несмотря на все трудности и преграды, которые готовила ему судьба. Фет не только возвращает себе титул дворянина, но и получает признание и любовь многих людей. Критики долгое время не принимали поэзию Афанасия Афанасьевича, так как не могли найти в ней общественные мотивы и поэтому его творчество считали недостойным внимания. Они просто не могли увидеть всю красоту его произведений.

Стихотворение "Это утро, радость эта…" было написано А. А. Фетом в 1881 году. Для произведений этих лет характерны оптимистические и жизнеутверждающие мотивы, которые дарят людям радость и надежду на лучшее. Фет по праву считается одним из лучших художников природы. В его стихотворениях природа, словно живое существо, неповторимое, прекрасное. Стихотворение "Это утро, радость эта" вызывает в нас движение взгляда и чувства. Наше воображение рисует картину ранней весны, с приходом которой просыпается природа, всё вокруг расцветает, наполняется жизнью, счастьем. Стихотворение не содержит никакой идеи, оно просто говорит нам: "Пришла весна, и это прекрасно".

Стихотворение построено очень просто, мы даже ни разу не замечаем, что в нём нет ни одного глагола, но от этого мы не чувствуем недостатка действия. Фет описывает весенний день и каждая строфа – определённый промежуток этого дня. В первой строфе перед нами "утро", в котором мир целый и неразделимый; во второй – он дробится на предметы, в третьей мы видим вечер, в котором предметы превращаются в состояния.

Рассмотрим первую строфу. Это взгляд вверх. Первое впечатление – зрительное: "утро". Затем, словно на наших глазах, автор уточняет это впечатление: "день", "свет", "свод". Со слова "утро" могло бы начинаться и стихотворение о мрачных сумерках. Поэтому поэт спешит сказать о том, что главное в утре то, что оно открывает день, а главное в дне – это свет, который мы можем увидеть на "синем своде". На слове "свод" мы впервые останавливаем взгляд, это первое очертание, первая граница в открывшейся картине. Затем возникают звуковые образы, которые также постепенно уточняются. Сначала мы слышим "крик" и видим "вереницы". Но пока это отдельные образы, не относящиеся друг к другу, потом их связывает слово "стаи" и, наконец, они получают название – "птицы". Именно на этом слове мы останавливаем свое внимание второй раз, мы впервые спускаем взгляд, осматриваемся. Доносится звук – "говор вод".

Вторая строфа – это взгляд вокруг. Нас окружают "ивы и берёзы". Затем Фет показывает нам всё более крупные планы: "эти капли" на листьях, но они ещё отдалены, их можно принять за слёзы; "этот…лист", а он уже совсем перед глазами, видно, какой он пуховый. И снова взгляд в даль: он упирается "горы" и "долы". От них опять скользит обратно, всё ближе, встречая на пути, в воздухе, сперва дальних мелких мошек, а потом близких крупных пчёл. Вторая строфа, как и первая, оканчивается слуховыми ощущениями: "зык и свист". Итак, мы получаем почти законченную картину.

Третья строфа – это вечер, в котором нет определённых предметов, а есть нечто неосязаемое, протяжённое во времени. "Зори без затменья" - это длящиеся зори, и "ночь без сна" - длящаяся ночь; да и сам переход от картины утра к картине вечера и ночи невозможен без включения времени. И снова зрительные образы ночи дополняются звуками: "эта дробь и эти трели". Они подсказывают образ соловья, традиционного спутника любви. А поскольку "весна – пора любви", то, таким образом, "весна" - это то слово, к которому стремится весь образный ряд, выстроенный А. А. Фетом. Поэтому последняя строка является итогом всего стихотворения, делая его законченным.

С развитием действия происходит и постепенная смена эмоциональных красок: в начале стихотворения – это слова "радость", "мощь", а в конце – "вздох", "мгла", "жар". А в середине – эмоциональная окраска отсутствует, разве что на неё намекает метафора "слёзы": слово, которое одинаково перекликается с "радостью" и с "вздохом". Особенностью лирики Фета является её музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию ещё Жуковским. Прекрасные образцы её мы находим и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утончённости. Известный критик девятнадцатого века Н. Н. Страхов писал: "Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться". Стихотворение "Это утро, радость эта" является отражением внутреннего мира не только автора, но и тех людей, которые также ждут наступления весны, обновления жизни. Написав это стихотворение, Фет дал нам возможность выразить свои чувства. А. А. Фет продолжает преобразования поэтического языка, которые были начаты русскими романтиками девятнадцатого века. Все его эксперименты и новаторства оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии Александра Блока, Андрея Белого. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные в его стихотворениях, реальны. Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один из самых читаемых поэтов-классиков, так как каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, сходное с состоянием его души в данный момент.