Тема конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гейне. Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа. Творческое наследство Гейне, пронизанное гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста сделали идеи Гейне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара. Но творческая личность Гейне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и во многих европейских странах, распространялось романтическое направление, которое повлияло на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гейне с увлечением слушал блестящие по форме и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма. Но не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихи, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. Поднимая идейно-эстетичные законы немецкой романтической школы выдавая желаемое за действительность, Гайне высказал в статье мысль о том, что Германия свободная и «…ни один поп не может заточить в тюрьму немецкие умы; ни один благородный дворянин не имеет больше права кнутом гнать на барщину немецкие тела, и потому немецкая муза также должны стать свободной, цветущей, простой, честной немецкой девушкой, а не млея монахиней».
А в своем поэтическом творчестве Генрих Гейне пошел значительно дальше немецких романтиков. Наиболее весомыми произведениями двадцатых лет, которые поставили Гейне в передовые лавры тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Дорожные картины».
Сборник «Книга песен» заняла важное место не только в творческом наследстве Генриха Гейне, но и сыграла важную роль в развитии всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гейне проложил своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра. «Книга песен» представляет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой - темой любви. Но величие Гайне-поэта заключается в том, что в интимно-лирической тематике сборника он сумел отразить действительные черты своего современника - молодого человека десятых-двадцатых лет XIX столетия, который оппозиционно относится к действительности. На это повлияла и личная драма Гейне: а его любимая видела в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социальное звучание. История любви в произведениях Гейне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стих «Лирическое интермеццо».
Гейне понимал, что его страдание - это трудная общественная болезнь, истощает многих людей Германии, придавленных своим политическим бесправием, и, обращаясь к своей любимой, говорил:
* Я поэт немецкий,
* Известный в немецкой стране,
* Где вспомнят о лучших людях,
* Там вспомнят и обо мне.
* А что со мной, малютка,
* Это у многих немецких людей.
* Где вспомнят о худших напастях,
* Там вспомнят и обо мне.
Стихи, которые вошли в «Книгу песен», создавались на протяжении около десяти лет. Они являются наглядным примером развития мировоззрения и усовершенствования художественного мастерства Гайне. Все острее и глубже звучат в его произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора изменяются и черты лирического героя. Он живет в реальном мире, но чувства его овеяны светлым и радостным колоритом. Автор будто убеждает и себя, и лирического героя своих произведений, что в любых социальных условий человек стремится к счастью. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая грусть неразделенной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихов. Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическая, потусторонняя любовь, а утверждает идеал земной любви во всей его жизненной красоте:
* Дорогая, что же это:
* Не пустой ли призрак ты,
* Что возник в мозгу поэта
* В пору летней духоты?
* Нет! Такой улыбки чистой,
* Глаз, такой струящих свет,
* Красоты такой лучистой
* Не придумает поэт.
Недаром стихи этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всемирными романсами. Дальнейшее творчество художника опирается на метод иронии, присущей большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и будничности. Гейне же обращается к иронии, чтобы, наоборот, развеять бесплодные романтические иллюзии, показать их беспомощность в столкновении с действительностью. Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в дальнейшем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых лет основным жанром творчества Генриха Гейне становится публицистика. И только могущественный революционный толчок лет сороковых, который требовал от литераторов агитационных функций, возвратил Генриха Гейне к лирике, с которой он больше не расставался до последних дней своей жизни.
Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачное завершение революции 1848 года нашла свое отражение в сборнике стихов «Романсеро». Лирический герой этого сборника высказывает уныние в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимцев:
* Гей! Вот смерти бесполезно
* В панцирь прятаться железный;
* Весь в крови падет герой.
* Одолеет добрых злой.
Но конфликт лирического героя с реальностью в самый раз и заключается в том, что он вступил в спор сам с собой, но у него сохранились и воля к борьбе, и вера в победу над силами реакции.
* Забытый часовой в войне свободы,
* Я тридцать лет свой пост не покидал,
* Победы я не ждал, сражаясь годы;
* Что не возвращусь, не уцелею - знал.
* Где же смена? Кровь течет, слабеет тело…
* Один упал,- другие подходи!
* Но я не побежден: оружье цело,
* Лишь сердце порвалось в моей груди.
Вот таким и возникает передо мною лирический герой произведений Генриха Гейне. А художник, который создал всемирные шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воссоздать тончайшие оттенки расположений духа человеческой души, живое и будет жить в возрастах. Ведь взлет человеческой мысли не имеет границ. Вот в этом, по моему мнению, и заключается бессмертие.