В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами (сам он и чиновник, хотя и бывший, и помещик), но в то же время отличается от всех. Это новое явление в русской жизни первой половины XIX века — еще не очень ясное, но, несомненно, тревожное. Гоголь говорил: «Справедливее всего назвать его: хозяин, делец, приобретатель».

В гостиницу губернского города приезжает новый постоялец, «господин средней руки». Ничем не был он примечателен, да и внешность обыкновенная: «Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар; однако ж и не так, чтобы слишком молод». Приезжий интересуется в городе всем: чиновниками города и помещиками губернии, их положением, доходами. Не правда ли, странное любопытство почтенного человека? Павел Иванович Чичиков приехал по своим надобностям (он скупает крестьян, но не живых, а мертвых). На следующий день Чичиков делает визиты «сильным мира сего» — чиновникам города, затем знакомится с окрестными помещиками: «обходительным и учтивым Маниловым», «несколько неуклюжим » Собакевичем, «разбитным малым» Ноздревым, «прорехой на человечестве» Плюшкиным. Благодаря тому, что Чичиков мог приспособиться к любому характеру, он быстро скупает «мертвых душ». Не все поддались на уговоры Чичикова, но все же ему удалось сделать дело.

Вернувшись в губернский город, Чичиков получает приглашение на бал. «Губернатор и бал — эти два слова обратились в синонимы. Так уж заведено, и губернатор без бала кажется что-то странное...», — писал Гоголь. Балы давались, по словам Собакевича, с целью приобрести «любовь и уважение со стороны дворянства». Наш герой с удовольствием отправился на бал, не подозревая о неприятной неожиданности. Он беседовал с дамами, даже увлекся губернаторской дочкой, что было ему не свойственно. И вдруг Чичиков увидел Ноздрева, который во всеуслышание рассказывал о покупке Чичиковым «мертвых душ». «Эта новость так показалась странною, что все остановились с каким-то деревянным, глуповопросительным выражением». Все это расстроило героя, и он, не дождавшись окончания ужина, уехал домой. Приехав домой, Чичиков почувствовал тягость на душе. «Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!» — говорил он в сердцах. Он стал размышлять о том, что балы проводятся за счет крестьянских оброков, благодаря взяткам; в то время, когда в губернии неурожаи. Чичиков уверен, что «бал не в русском духе, не в русской натуре». «...после всякого бала точно, как будто какой грех сделал...» Чичиков понимал, что слово Ноздрева уже как будто ничего и не значит, что «странен человек: его огорчало сильно нерасположение тех самых, которых он уважал... Но он не рассердился на себя, и был прав. Ибо «все мы имеем маленькую слабость немножко пощадить себя, а постараемся лучше приискать какого-нибудь ближнего, на ком бы выместить свою досаду...». Так и Чичиков нашел ближнего. Им оказался Ноздрев. «Вся родословная Ноздрева была разобрана, и многие из членов его фамилии сильно потерпели...».

Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остается наедине с самим собой. В нем есть и маниловская любовь к фразе, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

Похожие сочинения

  1. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  2. Значение творчества Гоголя для русской литературы
    Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении...смотреть целиком
  3. Женские образы в произведениях Н.В. Гоголя
    Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает...смотреть целиком
  4. Социально историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя
    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного,...смотреть целиком
  5. Библиотека в Сорочинцах посвященная творчеству Гооголя
    В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них — Г. С. Брайко — ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить...смотреть целиком
  6. Говорящие фамилии в творчестве Н. В. Гоголя  Новое!
    Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В.Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно...смотреть целиком
  7. Почему Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма  Новое!
    Детализация – это особый художественный приём, который необходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты....смотреть целиком