В своей первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь нарисовал добрые и привлекательные образы людей из парода, воссоздал правдивую картину народной жизни с ее повседневным укладом, обычаями, верованиями. В то же время он не мог не замечать духовную пустоту, мелочные интересы, глупость буржуазии и помещиков, не мог он пройти мимо этих пороков общества в своем произведении. Повести, вошедшие в книгу, написаны в комическом стиле, но во многие из них, например в «Ночь перед Рождеством», введено большое количество фантастических элементов. Эта повесть - яркий образец особой гоголевской манеры, которую позже назвали «смехом сквозь слезы».
В радужные сцены праздничной жизни народа, наполненные живым юмором и смехом, постоянно вплетаются тревожные ноты. С присущей автору остротой, в ярком сатирическом стиле изображает Гоголь представителей буржуазии и высшей государственной власти. Перед нами раскрывается мир, в котором господствуют злоба, жестокость, недоброжелательство, черствость, эгоизм. Есть в нем и преобладание корыстных интересов, умственная ограниченность и ложь. Солоха предстает перед читателем распутной, хитрой, лицемерной и корыстной особой, которая ради удовлетворения личных интересов то и дело совершает подлые поступки. Не случайно Гоголь превращает ее в ведьму. Солоха «кланялась всем», со всеми была приветлива. Но мы видим, что приветливее всего была она с Чубом, ведь «восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою», во дворе было много разной живности, огород густо засеян овощами, маком, подсолнечником и табаком, а в сундуках много полотна. «Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдет в ее руки…» А чтобы ее планы не разрушились, она строила всякие козни кузнецу Вакуле, старалась поссорить его с Чубом, чтобы «Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе». Высмеивает автор и самого Чуба - ленивого и своевольного, главным удовольствием которого было «лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами».
Ленивый и праздный Пацюк тоже подвергается решительной критике и сатире со стороны автора. «Не подвинувшись ни одним пальцем, он слегка наклонил голову к миске и хлебал жижу…» - в таком неприглядном виде предстает он перед нами. И не случайно Вакула справедливо замечает: «Этот еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!»
Рисуя образ черта, писатель упоминает о глупой и смешной манере, присущей представителям мелкого чиновничества: «переманивать и передразнивать один другого». «Словом, все лезет в люди! - говорит автор. - Когда эти люди не будут суетны!..» Кроме зажиточных деревенских чинов - дьяка, головы и других подобных им персонажей, мы встречаем в повести и спесивых генералов, которые услужливо суетятся и кланяются Потемкину. Они, «Мазалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его». Выступая с сатирой на все слои общества, в котором лишь в простом народе и можно найти что-то по-настоящему светлое и чистое, Гоголь стремится пробудить сознание людей. И заставляет нас глубоко задуматься над тем, как искоренить пороки этого общества. Ведь проблемы, затронутые в книге, остаются актуальными в любом обществе и во все времена.