Одна из таких закономерностей состояла в том, что гротеск начинал все более и более тяготеть к сатире. Если на первых порах обращение писателей к гротесковым формам и приемам преследовало своей целью создание в повествовании атмосферы романтической таинственности и загадочности, то очень скоро характер использования этих приемов и форм меняется: гротеск все чаще и чаще превращается в средство сатирического отображения жизни.
Весьма показательной в этом отношении является творческая эволюция Гоголя. Если в первых повестях, составивших сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и др.), гротеск был формой изображения «нечистой силы», то в последующих произведениях писателя формы и функции его начинают меняться; гротеск все более и более становится средством анализа реальной действительности и приобретает сатирическую направленность. Тенденция эта усиливается и достигает своего полного выражения в «Записках сумасшедшего» и «Носе».
Другая закономерность развития гротеска в литературе 30-х годов, тесно связанная с первой, состоит в том, что он начинает использоваться уже не только писателями-романтиками, но и реалистами. Точнее говоря: характер гротеска начинает меняться в связи с тем, что как раз в это время на смену романтизму приходит реализм.
Как реализм вызревал в недрах романтизма, так и реалистический гротеск пробивал себе дорогу в рамках произведений, по своей поэтике романтических. Первые шаги в этом направлении, как и во многих других, сделал еще Пушкин. Однако заслуга утверждения реалистического гротеска в русской литературе принадлежит Гоголю. В его творчестве процесс «трансформации» романтического гротеска в гротеск реалистический нашел свое классическое выражение.
Представители романтического гротеска, рисуя странные, необыкновенные фигуры и события, стремились противопоставить это необыкновенное обычной, повседневной жизни. В «Записках сумасшедшего» Гоголя гротеск играет прямо противоположную роль: он. выступает как средство обнажения коллизий, присущих повседневности. Необыкновенное, фантастическое вторгается в обычную действительность, чтобы «взорвать» ее изнутри, показать ее вопиющую несправедливость, продемонстрировать ненормальность того, что считается нормой.
Эти качества реалистического гротеска с еще большей наглядностью проявились в повести Гоголя «Нос». Странное, необъяснимое исчезновение носа с лица майора Ковалева и не менее странное самостоятельное, независимое от Ковалева существование его — все это направлено на то, чтобы обнажить противоестественность тех социально-политических порядков, при которых чин являет собой нечто гораздо более важное, чем человек. При таких порядках любой неодушевленный предмет может неожиданно получить вес и значительность, если обретет надлежащий чин
В романтическом гротеске, как и в романтизме вообще, зависимость людей от социальных и политических условий жизни еще не осознавалась в должной мере. Больше того, она зачастую представала в мистифицированном, искаженном виде — как зависимость человека от таинственных потусторонних сил. Реалистический гротеск, используя те же или сходные приемы повествования, вместе с тем решительно изменяет их функциональное значение: в реализме они направлены на то, чтобы раскрыть подлинные связи между человеком и окружающим его обществом. С героем произведения, написанного в духе реалистического гротеска, тоже происходят странные вещи, в его жизнь тоже вторгается нечто фантастическое. Но это фантастическое помогает вскрыть характернейшие черты окружающей жизни, выявить зависимость людей от существующих социально-политических норм и установлений.