Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции рус¬ской сатирической драмы, основы которой были зало¬жены в знаменитых комедиях «Недоросль» Д.И.Фонви¬зина и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. «Ревизор» пред¬ставляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциально¬го чиновничества России второй четверти девятнадца¬того века.
При описании этого мира Н.В.Гоголь широко исполь¬зовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персо-нажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
На первой же странице мы узнаем, что фамилия час¬тного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное пред¬ставление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характерис¬тики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Город¬ничий: «хоть и взяточник, но ведет себя очень солид¬но»; Анна Андреевна: «воспитанная вполовину на рома¬нах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладо¬вой и девичьей»; Хлестаков: «без царя в голове», «гово¬рит и действует без всякого соображения»; Осип: «слу¬га, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько по¬жилых лет»; Ляпкин-Тяпкин: «человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольноду¬мен»; почтмейстер: «простодушный до наивности че¬ловек».
Речевые портреты даны также и в письмах Хлеста¬кова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. На¬пример, Земляника, по выражению Хлестакова, «совер¬шенная свинья в ермолке».
Основным литературным приемом, которым пользу¬ется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола.
Гиперболична понача¬лу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жиз¬ни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные стра¬хом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлес¬такова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности проис¬ходящего, и несуразности нагромождаются одна на дру¬гую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высек¬ла», и Бобчинский, просящий довести до сведения им¬ператора, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и многое другое.
Кульминация и следующая за ней развязка наступа¬ют очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям та¬кое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более не¬правдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Город¬ничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ан¬гел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вро¬де прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...». «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» — бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над ос¬тальными персонажами комедии.
В немой сцене стоят, как громом пораженные, оби¬татели провинциального городка, погрязшие во взят¬ках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смо¬ет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость выс¬шей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасо¬ва, «маленьких воришек для удовольствия больших». Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии.
Комедия «Ревизор» сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того време¬ни и явилась предвестником пьес Островского.