Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» положила начало комедии общественных нравов и характеров.

Захолустный провинциальный городок — место действия пьесы.

Время действия — 1831 год, что выясняется по высказываниям судьи. Усиление политической реакции в стране, кризис крепостного права характеризуют этот исторический период.

Комедия охватывает все основные общественные классы того времени.

Гоголь поставил перед собой цель — собрать все дурное в общественно-политическом строе царской России и осмеять его.

Писатель-сатирик беспощадно разоблачает бесчестие государственных чиновников, а также представителей других сословий. В комедии Гоголь не показал ни одного честного человека.

Хлестаков — сложный образ. Главные черты его характера — лживость и хвастливость. Во время вранья он предстает перед самим собой уважаемым человеком. Никто в жизни, «сосулька» врет «вдохновенно», представляя себя важным человеком. Хлестаков выдает себя за писателя и поэта, прикидывается благородным и богатым человеком, хвастается роскошным обедом, который ему привозят из Парижа вместе с арбузом стоимостью в семьсот рублей. Лживый и пустой, он показался чиновникам интересным и умным. Но Хлестакова нельзя назвать вруном сознательным: в речах его нет цели, в словах и поступках нет связи.

Гоголь считал, что в каждом человеке есть частица Хлестакова («Хлестаков — он везде»). Этот образ — широкое художественное обобщение писателя. Поэтому-то и превратилось имя. Хлестакова в широкое понятие «хлестаковщина».

Интересно, как сближает страх перед приехавшим в город «ревизором» (Хлестаковым) всех чиновников города, за которыми много накопилось всяческих беззаконий. Даже городничий испытывает ужас.

Когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что ревизор приехал и временно проживает в гостинице, городничий дает распоряжение полиции о наведении порядка на улице и едет в гостиницу, чтобы представиться Хлестакову.

В. Г. Белинский назвал «приступ» к ревизору во втором акте образцом подьяческой дипломатии. Сначала робкий городничий смелеет, увозит с собой Хлестакова, заезжая по дороге для угощения к Землянике.В доме у городничего ревизора окружают чиновники и льстят подвыпившему и осоловевшему от еды молодому человеку. Он начинает понимать, что его путают с каким-то важным проверяющим. «Елистратишка» принимает роль, которую ему навязали. Он врет, берет «в долг» деньги и искренне думает о себе, как о великом человеке. В глазах чиновников он вырастает в столоначальника, в министра, в писателя, а потом и генералиссимуса.

Чиновники поодиночке представляются Хлестакову, дают ему взятки, обливают друг друга грязью. Купцы подают ему на городничего жалобы. Мещане приходят с устными просьбами и без приношений.

Хлестаков беспредельно наглеет. Вот он уже ухаживает за женой и дочерью городничего, получает даже согласие отца семейства на брак с Марьей Антоновной. Это кульминация, высшая точка в развитии действия. Хлестаков обворожил всех, даже женское общество.

С отъезда его начинается спад действия. С деньгами и подарками он уезжает в отцовское имение. Тройка лошадей, доверчиво предоставленная городничим молодому человеку, как своему будущему зятю, мчит его в деревню.

Городничий («тесть») приказывает объявить всем о помолвке дочери, Марьи Антоновны, кричать «во весь народ, валять во все колокола… Уж когда торжество, так торжество».

Виновник же суматохи мчится по пыльной дороге к родительскому дому, он уже вне досягаемости городничего.

«Отец города» распекает теперь купцов, которые на него жаловались «высочайшему лицу», а сейчас пришли с повинными головами: «Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! жаловаться? Что много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят! Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что… тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете?»

Чиновники, провинившиеся купцы, полиция спешат в дом счастливого городничего поздравить его с выгодной партией и возможным генеральством.

И вдруг почтмейстер Шпекин появляется с перехваченным письмом Хлестакова к другу Тряпичкину. Оказывается, что с таким почтением в своем городе чиновники принимали не ревизора.

Из послания все узнают, что одурачены, а больше всех обманут сам градоначальник. Он и произносит в порыве самообличения свои знаменитые слова: «Вот, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу!..»

Крайними становятся злополучные обыватели Бобчинский и Добчинский, принесшие ложные известия о ревизоре.

Заканчивается пьеса знаменитой немой сценой. Новое известие о приезде настоящего теперь уже ревизора заставило всех окаменеть в ожидании возмездия.

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, смех, потому что был убежден, что смеха боятся все. Всю тяжесть чудовищного произвола чиновников-бюрократов испытали на себе народные массы. Поэтому Гоголь страстно протестует против общественно-политических непорядков в стране, достойных лишь осмеяния.