В отличие от «Обломова», «Об­рыв» уже не является моногра­фическим романом. Невозможно сказать, кто его главное действующее лицо: Райс­кий или Марк Волохов, бабушка или Вера.

Одной из ведущих проблем, которая отразилась на всем творчестве Гончарова (мы бы сказали да­же — во всей русской литературе XIX в.), было со­отношение «нового» и «старого» в историческом развитии. Писатель стремился уяснить как положи­тельное, так и отрицательное "и в старом, патриар­хальном укладе, и в новом, который идет ему на смену. Так происходит и в «Обрыве». Наиболее остро этот конфликт отражен в образе Веры. Старые формы жизни для нее уже тесны. Это глубоко самобытная натура с пытливым умом, жаждой личной свободы и независимости. Райский — либерал, противник крепостного права, человек, несомненно, высокой культуры — не в состоянии все же рас­крыть перед нею новые перспективы. Не принимает она и «новой правды» Марка Волохова, потому что его теории разрушают те нравственные устои, веко­вые традиции, которые остаются для нее незыб­лемыми. Увлечение Волоховым привело Веру к об­рыву, падению, а затем глубокому раскаянию, пони­манию бесперспективности этого пути.



Основная идея Гончарова раскрывается через взаимоотношения бабушки и Веры. Речь идет о необходимости связи, взаимопонимания старшего и младшего поколений. По-новому решается проблема отцов и детей (в данном случае — бабушки и внуч­ки). Не противопоставление и конфликт, а живое понимание и спасение находят, в конечном счете, друг в друге Вера и Татьяна Марковна.

В последнем романе Гончарова правдиво и ярко отразились многие стороны русской действительно­сти; дана широкая картина идейных споров, исканий молодого поколения, стремящегося найти свой ответ на вечные вопросы о новой и старой правде и о преемственности как законе развития.