В произведениях начала 900-х годов Горький изображал не только буржуазию. Писатель отлично понимал, что надвигающиеся революционные события будут серьезным испытанием для всех слоев общества, и в этой связи в пьесах «Мещане» (1901), «Дачники» (1904) он ставит вопрос о роли и месте интеллигенции в революции.
Пьеса «Мещане» была первым опытом Горького в области драматургии. В одном из своих писем писатель с радостью сообщал: «Я… с честью выдержал предварительное испытание начни драматурга».
Пьеса отразила подъем общественного движения в стране» растушую мощь революционной борьбы.
В связи с постановкой «Мещан» К. С. Станиславский впоследствии замечал, что нарождающаяся революция принесла на сцену Московского Художественного театра «ряд пьес, отражавших общественно-политическое настроение» недовольство, протест, мечтания о герое, смело говорящем правду».
В пьесе развертываются как бы два конфликта. Первый: столкновение в семье Бессеменовых между отцами и детьми, между стариком Бессеменовым и его сыном Петром. Отец видит в сыне бунтаря против освященных традицией устоев жизни. Но противоречия в семье Бессеменовых мнимые,, ибо сам Петр — человек той же мещанской породы, что и его отец, только умнее, а поэтому и вреднее, как отмечал Горький. Петр некогда был причастен к студенческим волнениям. Теперь он Проклинает свое прошлое, ненавидит родину и мечтает о тихом обывательском существовании.
Второй, настоящий конфликт, определяющий внутреннюю идейную сущность пьесы, — конфликт между мещанской семьей Бессеменовых и рабочим, машинистом Нилом.
Давно уже Горький присматривался к появившемуся на арене политической жизни в России пролетариату. Однако впервые передовой рабочий-революционер изображен был Горьким в «Мещанах». Это Нил. Он сознает себя творцом новой жизни и уверен, что его борьба против всех сил зла и насилия, его стремление к правде, справедливости и счастию обязательно-’ увенчаются успехом.
Нил говорит о себе: «…я — не богатырь, а просто — честный, здоровый человек, и я все-таки говорю: ничего! Наша возьмет! И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и этак… тому — помешать, этому — помочь… вот в чем радость жизни!»
Пьеса подвергалась многочисленным цензурным искажениям. «На генеральную репетицию,— вспоминает Станиславский,— съехался весь правительствующий Петербург… В самый театр и вокруг него был назначен усиленный наряд полиции: на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению».
В Белостоке в связи с постановкой пьесы развернулись революционные демонстрации и произошли ожесточенные схватки с полицией. Пьеса имела бурный успех, потому что она отвечала потребностям передовых людей России, выражала их чувство протеста, мечту о герое, способном повести массы на борьбу с самодержавием. И великая заслуга Горького как художника и мыслителя состоит в том, что он первый показал, что такой герой появится из среды русского революционного пролетариата.
«Дачники» — пьеса, где вопрос об интеллигенции занимает центральное место.


Горький никогда не относился к интеллигенции как к единому целому. Он видел в ней и омещанившихся обывателей, которые заботятся только о своем покое и благополучии. Их он презирал всеми силами души. Он различал среди интеллигентов я людей высоких, героических порывов, готовых отдать жизнь на благо народа.
Эту борьбу разных стремлений в среде интеллигенции Горький и запечатлел в пьесе «Дачники».
«Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, — писал Горький, — которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом… забыла о его интересах…»
Эти люди, подчеркивал писатель, чувствуют страх перед жизнью, стремятся спрятаться от суровой действительности, они — дачники в своей стране. Инженер Суслов отзывается о самом себе с откровенным цинизмом: «Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте, — вот наша психология».
Устами Власа Горький дает оценку людям типа Суслова:
Маленькие, нудные людишки
Ходят по земле моей отчизны,
Ходят и уныло ищут места,
Где бы можно спрятаться от жизни.
Изображены в «Дачниках» интеллигенты и иного душевного склада и образа мыслей, готовые отдать народу все силы своего ума и сердца. Таковы Марья Львовна, Влас, Зимин, Соня.
Только в полном и безраздельном слиянии с народом, только в революционной борьбе может интеллигенция обрести смысл жизни. Иные пути, пути приспособления к буржуазно-мещанскому миру, ведут к духовному вырождению и нравственной гибели — таков идейный смысл пьес Горького, посвященных интеллигенции.