«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас… » Так наставлял Иисус учеников своих. О милосердии, о любви и к ближнему, и к врагу говорил он. И даже обитатели мрачного серого приюта, живущие в сером подвале с ужасными стенами, должны любить и уважать друг друга, даже их темные заблудшие души способны воскреснуть и возродиться. В этой темной ночлежке может зародиться новая жизнь, чуждая злобе и ненависти. Ибо велика сила любви, и эта сила способна завоевать весь мир. Многие выдающиеся личности пытались захватить всю планету.

Наполеон, Александр Македонский, Гитлер, Сталин - они изобретали сверхмощное оружие, собирали гигантские армии, разрабатывали гениальные стратегии, но тщетно. Все их попытки были далеки от успеха. И только Он, спаситель, одной лишь любовью покорил все человечество, и власть его, власть любви, все крепнет каждым днем, минутой, секундой. Чтобы воскресить душу, не надо армий, технологий, а достаточно нескольких добрых слов, произнесенных добрым, чутким человеком. И такой человек всегда найдется, который вытащит другого из мрака и хаоса. А хаос- это «подвал, похожий на пещеру», это «тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», это подвал ночлежке, это самое «дно». Разве можно обитателей этого подвала назвать людьми? Да, но только по физиологическим факторам.
Они потеряли себя, они потеряли цель жизни. Их общение не похоже на человеческий разговор, эти ночлежники забыли, что они люди. Или, скорее всего, забыли, кто такие люди. То их прошлое, в котором проходит все настоящее, более похоже на какой-то призрачный сон, на что-то странное и непонятное. От него ничего не осталось, все забыто. Забыто Актером его любимое стихотворение, забыто значение всех этих заумных слов, произносимых Сатином, от прошлого Бубнова осталась только грязь на руках, а у Клеща ни осталось ничего, да никогда и не было. Нет ничего ни в прошлом, в настоящем - лишь пыль, грязь, да алкоголь, а будущем - пустота. Но в этом мраке, в этом ужасе в душу, наверное, каждого из ночлежников, да и каждого на Земле, пусть даже душу заледеневшую, растопить может любовь, как растопить может пламя яркое лед твердый. Лишь небольшой искорки любви, лишь немного уважения надо к человеку. Лука, что он принес с собой?

Он принес с собой то, о чем учил Иисус. Этот бедный странник с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса является обитателям приюта в образе спасителя души их. Он воскрешает их души. Он сеет зерна любви и уважения в их сердца, он помогает тем, кому он нужен. Анна уходит в мир иной, казалось бы, Лука не спас ее, не помог ей, не предотвратил ее смерть. Но он очистил ее душу своими речами, облегчил ее предсмертные страдания, вселил в нее веру в то, что в том мире ее ждет покой. Да Актер повесился, но повесился уже не просто Актер, а Сверчков- Заволожский. Это был уже другой человек, это был уже действительно человек, а не пьяница. Идеи Луки предельно просты, они основаны на гуманизме, на любви к человеку, но именно в этих идеях, по-моему, и заключается весь смысл жизни. И Сатин говорит о Луке: «Человек - вот правда! Он это понимал…». И пока все не осознают это, пока не поймут, что легче любить, чем ненавидеть, легче уважать человека, чем презирать, мы так и будем жить в темном подвале мира. И не зря Лука говорил: « Живых - не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем…»

Ибо каждый в этой ночлежке, и каждый в этом мире заботится только о себе, и нет ни милосердия, ни сострадания. Одна лишь сухость, черствость, жесткость. Нелюди населяют подвал этот, не у них ни счастья, ни будущего, а впереди лишь темнота. Но есть еще надежда, есть возможность подняться с колен, есть возможность подняться со дна, есть возможность воскрешения души. Эту надежду несет любовь. И лишь тогда, когда мы поймем, что «надо уважать человека, не жалеть… не уничтожать его жалостью…», то, что человек - это высшая правда, мы сможем Жить по-настоящему, а не просто существовать! Ведь человек, «он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит…»
Минздрав открыл новую информацию о нашумевших браслетах! Он рассказал, как...




Похожие сочинения

  1. Ложь во спасение Луки
    Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном....смотреть целиком
  2. Какова же правда Сатина
    Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке....смотреть целиком
  3. Люди "дна": характеры и судьбы
    В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное:...смотреть целиком
  4. Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма
    Поднимая социальные проблемы, драма “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый — социальный: между хозяевами...смотреть целиком
  5. Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни
    Пьеса М. Горького «На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось?...смотреть целиком
  6. Мир ночлежки — это мир «бывших людей»
    Поднимая социальные проблемы, драма «На дне» одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый — социальный: между хозяевами...смотреть целиком
  7. АНАЛИЗ IV ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
    "Добрые" дела, которые творит Лука в ночлежке, и есть своего рода прилаживание к нуждам "ближних". Краткие диалоги старика с его "подопечными", повторяясь, переплетаясь между собой, сообщают пьесе напряженное внутреннее движение: растут призрачные надежды...смотреть целиком