Для русских писателей второй половины XIX - начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали внутренний, душевный мир человека, его нравственные искания. Горький в чем-то продолжает эту традицию.
Своеобразная концепция личности в ранних произведениях писателя связана с идеей сильного, гордого, свободного, не зависимого ни от кого человека. Мотив “ненависти к страданию”, нетерпимости по отношению к участи покорных, жалующихся и жалостливых страдальцев - основной в ранних произведениях Горького. Эта позиция явно противоречит позиции Толстого и Достоевского - заступников “униженных и оскорбленных”. .
В “Песне о Соколе” Горький романтически связывает силу личности с ее стремлением к абсолютной свободе: Сокол не мог прожить и нескольких минут без неба, без борьбы (“О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..”) и, истекая кровью, бросился со скалы, чтобы еще хотя бы несколько секунд побыть в небе. Писатель явно симпатизирует гордой, свободной птице: “Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!”
В рассказе “Макар Чудра” Горький также воспевает и превозносит выше всего остального в человеке независимость и гордость. Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. В этом их сила, но это и обрекает их на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами своего свободолюбия, они готовы отдать за свободу и независимость жизнь, но утрачивают способность жертвовать даже ради людей, любимых ими. Это приводит к гибели обоих героев. Истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как это сделали Лойко и Радда. Абсолютная свобода - вот смысл жизни, вот в чем состоит сила человека в понимании раннего Горького.
Но в более позднем своем произведении - рассказе “Старуха Изер-гиль” - Горький задумывается над нравственным содержанием силы и свободы личности, ее долгом перед жизнью, людьми.
В рассказе “Старуха Изергиль” показаны три проявления сильной, свободной, красивой и гордой личности: Ларра, сама старуха Изергиль и Данко.
Вечная, но абсолютно одинокая жизнь получеловека Ларры, олицетворяющего высшее развитие гордости и вольнолюбия (в человеке они просто не могли бы так проявиться), стала проклятием для него самого и для людей.
Старуха Изергиль исповедовала, казалось бы, главную ценность жизни - любовь, но в судьбе Изергиль любовь - прежде всего эгоистическое наслаждение, испепелившее эту некогда прекрасную женщину и ставшее “чумой” для ее возлюбленных. Она была подчинена этой страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, но искала только любви, а когда любовь проходила, то человек как бы для нее умирал: “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Она даже жертвует, но жертвует больше для себя и не радостно, а с горечью мстит обидевшим ее.
И лишь личность Данко открывает идеал истинно сильного и свободного человека. В Данко сочетаются и гордость (“У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!”), и любовь к людям. Вероятно, такое слияние и делает человека свободным. Он желает свободы для всех, а его сердце сгорает во имя народа, предавшего его.
Если в ранних произведениях Горького человек предстает гордой, свободной личностью,

Похожие сочинения

  1. Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».
    Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» До появления...смотреть целиком
  2. Описание персонажей: трагический образ пьесы “На дне”
    Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем - «Без солнца», и, наконец, -...смотреть целиком
  3. Что есть правда и что есть ложь
    Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе «На дне» А.М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели человеческого «дна», бессмысленно прожигающие...смотреть целиком
  4. "Дно" как основной мотив пьесы А. М. Горького "На дне"
    Максим Горький написал пьесу "На дне" в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Самым трудным для автора оказался выбор точного названия пьесы. Сначала она называлась "Ночлежка", затем "Без...смотреть целиком
  5. Сочинение по пьесе М. Горького “На дне”
    Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести...смотреть целиком
  6. Судьбы героев пьесы "На дне" Горького
    В пьесе " На дне" Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки - имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя...смотреть целиком
  7. Идейно художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне"
    В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне”...смотреть целиком