Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,

какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.

Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,

им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России, история,

запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не

только к прошлой, но и к нынешней жизни.

“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор-

ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.

Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех

“свинцовых мерзостей жизни”.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные

условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж

это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это

была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В

каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-

властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от

рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а

отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже

каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-

ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.

А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем

Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и

осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-

клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,

наделял он им и своих героев.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим

крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.

Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-

ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это

действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,

выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли-

вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !

Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-

шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся

творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным

проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.


Похожие сочинения

  1. Обитатели ночлежки
    Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали...смотреть целиком
  2. СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ"
    "Есть - люди, а есть - иные - и человеки…"(По пьесе Горького "На дне"). Пьеса М. Горького "На дне" написана в 1902 году, Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских...смотреть целиком
  3. Размышления над пьесой Горького «На дне»
    Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет,...смотреть целиком
  4. Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне"
    Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя. В экспозиции с помощью обширной...смотреть целиком
  5. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М. Горького "На дне")
    Пьеса М. Горького — новаторское литературное произведение. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она...смотреть целиком
  6. "Правда святая" иль "сон золотой" (по произведению М.А.Горького "На дне")
    Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить...смотреть целиком
  7. Ложь во спасение Луки (образы Луки и Сатина)
    «На дне» — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного...смотреть целиком