Ложь — религия рабов и хозяев.

Правда — бог свободного человека.

М. Горький. На дне

Публика сразу и безоговорочно приняла замечатель­ную пьесу М. Горького «На дне». Этот невероятный успех можно объяснить глубиной идейного содержания, освеще­нием острых социальных вопросов в этой пьесе, героями которой впервые в литературе и в драматургии стали бо­сяки — в том виде, в каком изобразил их Горький. «На дне» жизни мы встречаемся не с жалкими и бесполезными, никчемными людьми, какими их привыкли изображать, а с людьми гордыми, имеющими определенную философию, с насмешкой относящимися к эксплуататорам типа хозяи­на ночлежки Костылева, часто обладающими хорошими природными задатками. Но босяки Горького — это все- таки люди, опустившиеся на самое «дно» под угрозой соци­альных нерешенных проблем, неравенства, несправедливо­сти. Люди, казалось бы, всем своим образом жизни обре­ченные на страдания.



Некоторые из героев пьесы не всегда принадлежали миру отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, че­ловеческое достоинство. Теперь все самое ценное у них сосредоточено в прошлом, в воспоминаниях, им есть куда оглянуться. Так, например, спившийся Актер мечтает вы­лечиться и снова посвятить жизнь искусству. Барону не дает покоя память о его прошлом богатстве. Клещ — единственный из всех обитателей ночлежки, ищущий вы­ход в труде, он еще не смирился с тем, что стал неотъемле­мой частью «дна», и хочет поскорее вырваться отсюда. Са­тин — умный человек, образованный, вероятно, раньше у него была более содержательная жизнь, но теперь он тоже — один из опустившихся.

Но многие герои пьесы не имеют ни в памяти, ни в сердце ничего светлого, доброго при возвращении к про­шлому. Кажется, что жизнь вора Васьки Пепла, прости­тутки Насти, даже сестры хозяйки Наташи всегда была такой же безрадостной, суровой, ужасной, как сейчас. Од­нако всякому человеку очень трудно жить на свете без веры, и поэтому босяки знакомой нам ночлежки ищут на­дежду и утешение в иллюзиях о возможном будущем. И здесь одну из определяющих ролей играет странник, про­хожий старичок Лука. Кто он, откуда появился — никто не знает. Но он старается по-своему помочь героям пьесы, поддерживает в них надежды и этим на время лечит ду­шевные раны собеседников, подбирая свой ключик к серд­цу каждого.
Лука верит в человека, утверждает, что «человек все может... лишь бы захотел». Ему же принадлежат слова: «Все ищут люди, все хотят — как лучше... Они — най­дут! Они — придумают! Помогать только надо им... ува­жать надо...» Я не согласна с тем, что гуманизм Луки — пассивный, реакционный. Он сумел реально помочь мно­гим людям задуматься о своей жизни, о том, что так быть не должно, подвигнул их к поиску выхода, поддержал их надежду. Никому кроме него не было дела до умирающей Анны, которую он сумел утешить и успокоить перед смер­тью — а разве есть что-то важнее в последние минуты жизни? Лука указал вору Ваське Пеплу, инстинктивно тя­нущемуся к чистоте и честности, сложный, но верный путь — нужно было лишь решиться пойти по нему. Да и Актер после бесед с Лукой уж если и не нашел бы свою иллюзорную бесплатную лечебницу для алкоголиков, но смог бы взяться за себя, усилием воли воздержаться от пьянства (и мы видим, что частично это ему удалось) и вернуться в искусство, начать жить заново. Но сам Лука не сумел бы (да и не собирался) начать, решиться, сделать все это за обездоленных героев, а сами они оказались сла­быми людьми, и поэтому трагический конец для многих оказался неизбежным, т. е. «ложь» Луки всем «навреди­ла». На самом же деле, я думаю, причина трагедии в том, что Актер не поверил в себя, в свои силы, а, как на кос­тыль, опирался на мечту о больнице, забыв, что лечение было лишь ступенькой к возвращению в искусство. Вась­ка Пепел очень долго думал и решался, решился ли он до конца? А ведь у него была возможность уйти и одному начать новую жизнь, достичь чего-то и лишь потом вер­нуться за Наташей. Получилось же все по-другому: Актер повесился, Наташу из-за ревности обварила и сделала ка­лекой злая сестра Василиса, влюбленная в Пепла, сам Вась­ка случайно, не рассчитав силы, убивает старика Костылева и попадает в тюрьму.

И в то же время я согласна с замечательными словами Сатина: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Многие герои пьесы не смогли не лгать самим себе — и это стало для них настоящей тра­гедией. Мне кажется, что найти выход даже из самого трудного положения может лишь человек, реально оцени­вающий свои силы и способности, видящий цель перед собой и никогда не старающийся обмануть себя, чтобы закрыть глаза на сложность и запутанность пути.

Похожие сочинения

  1. Роль женских образов в пьесе М. Горького
    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. Безусловно, особое мастерство Горького отразилось в описании обитателей...смотреть целиком
  2. Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")
    Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый...смотреть целиком
  3. Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне”
    Что есть истина? Истина (в моём понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают...смотреть целиком
  4. Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури. К драматургии — наиболее действенному роду искусства — Горький обратился в преддверии первой русской революции....смотреть целиком
  5. Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов
    С. С. Чахотин, крупнейший мыслитель начала XX века, охарактеризовал первые годы нового столетия словами о том, что “родина больна, болезнь идет своим порядком”, а “русская интеллигенция, мозг страны, не имеет права стоять в стороне и ждать, чем кончится...смотреть целиком
  6. Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма
    Поднимая социальные проблемы, драма “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый — социальный: между хозяевами...смотреть целиком
  7. Какова же правда Сатина
    Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке....смотреть целиком