Страница: [ 1 ]  2  

Мир ночлежки это мир "бывших людей". Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена "правда факта". Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: "все так: родятся , поживут и умирают Чего жалеть?" Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: "у всех людей души серенькие все подрумяниться желают".
С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть "обухом" для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее : "для лучшего живет человек". Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что "Е ложь- религия рабов и хозяев.

Одних она поддерживает, другие прикрываются ею". Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы "обойти" жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом , конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку : "Надо уважать человека! Не жалетьЕ не унижать его жалостью,... уважать надо!". Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. " Всё в человеке , все для человека" . "Существует только Человек, все остальное - дело его рук, его мозга". "Человек! Это звучит гордо!".
Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и "герой слова". В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом : "Человек свободен, он за все платит сам".

Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это «подвал, похожий на пещеру». Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом «дне» общества. Сначала пьеса называлась «На дне жизни», но потом Горький поменял название - «На дне». Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на «дне» моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. «Дно жизни» это течение жизни не захватывает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда.

Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.
В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.
Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на «дно». Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что «ниточки-то гнилые».

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса «На дне» является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на «дно», спорят о философских проблемах бытия.

М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает*^ каждого человека («ни одна блоха не плоха, все черненькие»), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.
Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.

Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.
Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова — чудодейственный бальзам на их измученные души.
Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.
Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.

Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.
Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может ненасилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Судьбы героев пьесы "На дне" Горького
    В пьесе " На дне" Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки - имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя...смотреть целиком
  2. Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури. К драматургии — наиболее действенному роду искусства — Горький обратился в преддверии первой русской революции....смотреть целиком
  3. Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне”
    В девяностые годы прошлого века в России разразился жестокий экономический кризис. Закрывались фабрики и заводы, тысячи рабочих и крестьян оказывались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное...смотреть целиком
  4. Описание персонажей: Лука
    Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней...смотреть целиком
  5. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»
    Максим Горький пишет свою пьесу «На дне» в 1902. Это время, когда человеческая жизнь обесценивается, когда процветают босяки и бедняки, потерявшие веру в себя и в людей. Герои драмы – жители костылёвской ночлежки, спившиеся, утратившие надежду люди,...смотреть целиком
  6. Особый сюжетный узел в пьесе «На дне»
    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных...смотреть целиком
  7. Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)  Новое!
    «Я мыслю, следовательно, существую». Декарт Л. Н. Толстому драма «На дне» не понравилась: она была неправдой, потому что её персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни го­родским просторечием, ни крестьянским говором....смотреть целиком