Пьеса «На дне» — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, счи тают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы. Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев. В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из этой дыры, его умирающую жену Анну, Барона, в прошлом дворянина, а теперь такого же нищего, как и все обитатели этого подвала, бывшего телеграфиста Сатина, вора Пепла и еще нескольких таких же несчастных людей.

В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице, а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму.
Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на «.дно» слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.

Особую роль играет в пьесе «На дне» Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты —
надейся!», «Ты — верь!» Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей «дна», либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты с радостью помирай, без тревоги...» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «... еще немножко ... пожить бы ... немножко! Коли там муки не будет ... здесь можно потерпеть ... можно!» Этот странник рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: «Не стерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.
В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.

Сатин говорит: «Он врал ... но — это из жалости к вам ... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая ... Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна ... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею ... А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев ... Правда — бог свободного человека!»

Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению.
Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: «Человек — вот правда! Человек! Это великолепно! Это звучит ... гордо!» Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.

И вот тут появляется Лука, странник 60 лет. Он сразу же обращает на себя внимание ночлежников. Почему же так происходит? Этому способствуют его своеобразные размышления о жизни. Беспаспортный бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости. Умирающий Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы вовсе нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убежден, что жизнь людей изменить нельзя, можно изменить только отношение людей к действительности. Но за это его осуждать нельзя, так как в его словах содержится немало убедительных суждений. Так, например, он говорит: «Кто крепко хочет — найдет», «человек должен уважать себя», «люди живут для лучшего». После уходя Луки обитатели ночлежки вспоминают о нем с теплотой, хотя некоторые понимают, что Лука «для многих был ... как пластырь для нарывов». Фило софствующий Сатин понимает, что Лука проповедует не из корысти, а из жалости к людям. Выступление Сатина является кульминацией в развитии споров ночлежников о правде, человеке, труде.

Одним из героев, не хотевших понимать Луку, является Барон. Когда-то он был богат, но теперь окончательно спился, т.к. тратил попусту все свои деньги и не задумывался о своем завтрашнем дне. Он стал таким же, как и другие обитатели ночлежки, но все-таки барские привычки в нем сохранились. Одним из тех, кто верил Луке, был Актер. Раньше он работал в театре, читал стихи, но запил, и единственной его мечтой было найти больницу, чтобы вылечиться. После ухода Луки его никто больше не мог поддержать, и Актер, разочаровавшись в своей жизни, решил удавиться.

Гениальность Горького состоит в том, что он в своей пьесе «На дне» сумел изобразить людей, находящихся на самом дне жизни, в самых жестких обстоятельствах. Это был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения и утешительного сострадания. Монолог Сатина был созвучен нараставшим в стране революционным настроениям. Пьеса Горького принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и «к буре звала».

Похожие сочинения

  1. «Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»)
    Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели....смотреть целиком
  2. Люди "дна": характеры и судьбы
    В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное:...смотреть целиком
  3. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    На мой взгляд, одним из самых выдающихся писателей нашего века является Алексей Максимович Пешков, более известный нам под псевдонимом Максим Горький. Все его творчество пропитано той искренней любовью и сочувствием к народу, которые сегодня очень редко...смотреть целиком
  4. Размышления над пьесой Горького «На дне»
    Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет,...смотреть целиком
  5. Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне".
    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных...смотреть целиком
  6. Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького ("На дне")
    Смысл пьесы Горького "На дне" не разгадан до сих пор. В ее основе лежит итог 20-ти летних наблюдений писателя над жизнью, особенно над жизнью босяков. В пьесе есть обвинение социальному строю. Автор рисует жизнь обездоленных низов, которые...смотреть целиком
  7. Споры о человеке в пьесе М.Горького "На дне"
    Пьеса М.Горького "На дне" создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают...смотреть целиком