Здесь ошеломляет волевой напор этого размышления о Человеке. Мысль движется не связной цепью силлогизмов, доказательств, обоснований одного другим. Нет, это - огненная, зажигательная речь оракула, вождя, пророка, выражающаяся в лавине афоризмов. А афоризм есть мысль, подкрепленная и сращенная с волей, требующая своего приятия сразу, на веру, а не через доказательства, стремящаяся через мысль завоевать душу, сердце людей. Монологи Сатина - это стремление логики превзойти свои границы и выйти сразу в мир действия. Это своего рода заклинания и магические действия со словами. (Волевой натиск этих афоризмов столь велик, что они сразу вбиваются в сознание, и нам и в голову не приходит задать, например, вопрос: а почему «человек - это звучит гордо», а не на самом деле - «горд»? В звучании ведь не живет истина!..) Сатин, который в первом акте вяло соединял опостылевшие слова - через многоточия, - здесь соединяет их волевым напором: посредством тире, перебрасывая мост через еще не освоенные мыслью бездны и пустоты.

Но монолог Сатина не суть кульминация четвертого акта пьесы. Действие идет дальше и уже покидает сферу мышления, разговоров и переходит в более высокую и трудную (ибо она ниже, ближе к жизни) сферу поступков. И здесь одно за другим совершаются людьми «дна» свободные деяния: впервые щедр и добр к людям Клещ... Барон впервые задумывается над жизнью... А Настя впервые отвела душу в наслаждении мести, издеваясь над рассказом Барона о своем прошлом. Но кульминация все нарастает: Бубнов! Ворон Бубнов приходит добрый и щедрый и угощает всех; и бывший полицейский Медведев и педантичный Татарин размягчаются; и вот уже звучит песня, - все сливаются во всеобщем воодушевлении, и сердца звучат в гармонии друг с другом. В песне найдено то всепонимание друг друга, согласие мыслей о жизни и старике, которое никак не удавалось достигнуть путем рассуждений.

И наконец, совершается последнее и здесь высшее деяние свободной воли пробудившейся индивидуальности. Это - самоубийство Актера. Оно испортило песню (так же как песня перед этим «испортила» рассуждение). Вот она, последовательность и иерархия форм освоения «человекомира»: мысль, песня, поступок.

В людях проснулся идеал Человека - и это первая ступень в постройке нового «человекоми-ра». Она выступает как пробуждение хаотической множественности людских «Я»: воль, стремлений, правд.

Пробудившись в людях, идеал человека так и остался закупоренным в каждом из них, не в состоянии воздействовать на мир.

Похожие сочинения

  1. Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».
    Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» До появления...смотреть целиком
  2. Обитатели ночлежки
    Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали...смотреть целиком
  3. Люди "дна": характеры и судьбы
    В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное:...смотреть целиком
  4. Что лучше: истина или сострадание?
    Проблемы, конфликты, сюжеты горьковских пьес принадлежат вчерашнему дню, воспитательная же их роль, их сильное и умное влияние обращены к дню нашему, сегодняшнему. (И.Вишневская) Пьеса начинается с описания мрачного быта костылёвской ночлежки, который...смотреть целиком
  5. Образ и характер Луки и Сатина
    Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки — наиболее значительной личности среди героев пьесы. Образ Луки — это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа,...смотреть целиком
  6. Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (6)
    Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться...смотреть целиком
  7. Тема любви в пьесе Горького «На дне»  Новое!
    Пьеса «На дне» – произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них – проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей....смотреть целиком