Максим Горький — литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился он в Нижнем Новгороде в 1868 году. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежал к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Апологет босячества вышел из вполне буржуазной среды. Рано умерший отец его из обойщиков выбился в управляющие большой пароходной конторы; дед со стороны матери, Каширин, был богатый красильщик. В семь лет Горький остался круглым сиротой, а дед начал разоряться, и для заброшенного, почти не знавшего ласки мальчика наступила та эпопея скитаний и тяжелых невзгод, которая побудила его избрать столь символический псевдоним. Первый рассказ будущего певца революции, сокола и буревестника мятежных лет борьбы с царским режимом, сильно отдавал романтизмом и плохо переваренным ницшеанством.
Современник Горького А.Богданович писал: "От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности".
Особую группу представляют собой театральные пьесы Горького. Драматического таланта в непосредственном смысле — умение завязать драматический узел, а затем развязать его, сконцентрировать внимание зрителя на одном пункте и вообще дать нечто цельное, — у Горького совсем нет. Он дает ряд отдельных картин, отдельных характеристик и блестящих, врезающихся в память афоризмов и ярких словечек. В литературно-художественной иерархии пьес первого периода деятельности Горького довольно слабы "Дачники", "Дети Солнца". По содержанию все это чрезмерно жестокие нападки на интеллигенцию за отсутствие глубины и искренности и в лучшем случае за беспочвенность.
Серьезный литературный интерес представляет только первая пьеса Горького, "Мещане", и, несомненно, крупное место в русской драме занимает "На дне". В "Мещанах" интересно разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада между старым и молодым поколениями. Автор приветствует появление на арене жизни здоровой трудовой интеллигенции, верящей в свои силы и способность устроить свою жизнь по собственному идеалу. Представители этой поросли не лишены, однако, известной дозы самодовольства и впадают, таким образом, в мещанство нового рода.
Коронная пьеса Горького "На дне" тесно связана с типами "бывших людей", блестяще разработанными в прекрасном рассказе, так и озаглавленном: "Бывшие люди". Перед нами опять ночлежка, опять мнимые босяки, ярко и образно философствующие о смысле жизни. Герои пьесы — большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентиментальной породе "униженных и оскорбленных". Они нимало не жаждут сострадания, они принципиальные враги существующего порядка; работу презирают, в благотворность ее не верят. Но помимо воли все существо их проникнуто тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого призрака.
Центральной фигурой пьесы является своеобразный праведник, странник Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки индивидуализм доведен до крайних пределов: "Все существует постольку, поскольку я тут причастен". Есть ли Бог? "Коли веришь, есть; не веришь, нет... Во что веришь, то и есть". Нужна ли истина даже в смысле простой достоверности? Если она разрушает приятную мне иллюзию — будь она проклята. Проститутка Наташа, начитавшись бульварных романов, с жаром рассказывает сотоварищам по ночлежке, что в нее был когда-то влюблен студент "Гастоша", который от безнадежной любви к ней застрелился. Ночлежники хохочут, но Лука ласково ей говорит: "Я — верю! Твоя правда, а не ихняя... КолиХЬ| веришь, была у тебя настоящая любовь... значит, была она! Была", Умирающую жену сапожника он с жаром уверяет, что ее ждет рай и что "смерть нам — как мать малым детям". Спившийся Актер живет мечтой о чудной санатории с мраморными полами. И это сосредоточение всего мира в сознании личности получает свое центральное выражение в ставшем знаменитым изречении мнимого циника Сатина: "Человек — это звучит гордо!"
Яркое сознание личности и составляет тот лейтмотив, который проходит через всю литературную деятельность Горького. Но столь же важно для характеристики писателя и то, что сознание личности теснейшим образом связано в нем со стремлением к идеалу. Устами Актера из "Дна" он с увлечением повторяет: "Слава безумцу, который навеял человечеству сон золотой". И в общем, лучшей частью своей литературной деятельности Горький входит в историю культуры как человек, пропевший могучую песнь "безумству храбрых".
Горький тесно примкнул к партийной работе русской социал-демократии, принимая деятельное участие практически во всех начинаниях партии. Было бы очень неосторожно приписать громкую известность писателя лишь непосредственным свойствам его таланта. В наше время усиленного общения даже между самыми отдаленными пунктами земного шара всякое явление, которому по тем или иным причинам удалось обратить на себя внимание, приобретает известность, о которой прежде не могло быть речи. К каждому источнику света приставлен теперь огромнейший рефлектор, к каждому источнику звука — гигантский рупор. Несомненно, что элемент моды, помноженный на увеличительную силу новейшего междуобластного и международного обмена, сыграл ведущую роль в размерах успеха, доставшегося на долю Горького. Тем не менее самый успех заслужен им вполне законно. Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького было яркое, истинно художественное дарование, которое не решаются отрицать самые здые ненавистники писателя. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма.
Драма М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Герои пьесы живут в ночлежке Костылевых. Попавшие «на дно» жизни, они принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна: они отторжены, отвергнуты. Герои пали не только материально, но и нравственно. Это люди «без имени», это люди без будущего, это люди, которые потеряли всякое уважение к себе и к окружающему миру.
Из числа ночлежников Горький особо выделяет две фигуры: Луку-странника и Сатина. Они в основном ведут спор о человеке, о моральных ценностях.
Бродяга Лука понимает главное. Эти обездоленные люди нуждаются в сострадании, понимании, уважении. Кредо Луки — «Уважать надо любого человека!». Он — беспаспортный бродяга — пытается одарить жалостью всех обитателей ночлежки. Умирающей Анне он дарит веру в Бога, в рай. «Зачем же жить на муку?» — спрашивает он ее. Он предстает перед нами священником, отпускающим грехи, принимающим молитвы, и в то же время «лукавым обманщиком». Актеру Лука рассказывает про «праведную землю», а затем про чудо-лечебницу для алкоголиков. Ваське Пеплу внушает надежду о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Вся эта утешительная ложь лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность. Для проповедника Луки: «...ни одна блоха — не плоха, все черненькие, все прыгают...» — так он отзывается о людях. Он всем сострадает, всех жалеет.
Горький верил в разум, считал его «энтузиазмом мудрого», однако сам жил сердцем.
Подлинный гуманизм, по мысли Максима Горького, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Автор убежден, что следует заставить саму действительность служить человеку. Именно таков смысл высоких слов Сатина: «Человек — вот правда! Все— в человеке, все для человека!.. Человек — это великолепно! Это звучит гордо!..». Эти слова — протест не только против строя, всячески унижающего душу человека, но и против утешительной лжи, притупляющей ощущение гнева. Все это — слова разума. Однако сердцем Горький, по-моему, чувствовал что-то другое. Не просто так ведь автор ни разу не высказался резко против Луки.
Даже сейчас трудно сказать, что бы люди хотели услышать: горькую правду или ложь. Это ни в коем случае не будет ложь из корысти, а из жалости к людям, как делал Лука. Но, по-моему, мы уже устали жалеть друг друга. Однако резкий поворот, пересмотр взглядов, уже устоявшихся в нашей стране, может привести к пагубным последствиям. Недаром пьеса «На дне» заканчивается гибелью Актера.
Пьеса «На дне» Максима Горького — не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.