В ряду первых рассказов
М.Горький показал ужасающие картины
русской действительности, пороки
капиталистического строя, бесчеловечные
условия буржуазной России, "свинцовые
мерзости жизни". А пьеса "На дне" явилась
наиболее сильным произведением о "бывших
людях", ибо такой суровой, беспощадной
правды о жизни социальных низов, об их
беспросветной и безысходной участи
мировая литература не знала.
В сыром подвале, "похожем на
пещеру", в страшной грязи и вони ютятся
люди, выброшенные из жизни в силу
условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев
пьесы, но по их отдельным репликам мы
понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что "всю
жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась... мучилась... Всю жизнь в
отрепьях ходила". У этих несчастных
"обитателей дна" отнято все: честь,
человеческое достоинство, возможность
любви и материнства, семьи, всякая
надежда, все стерто, втоптано в грязь.
Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:
"Работы нет... Силы нет.Вот - правда!
Пристанища, пристанища нету! Издыхать
надо... Вот она правда!"
И даже здесь, в этом странном мире
отверженных, где заживо погребены ценные
по своим задаткам люди, достойные
сострадания, продолжают действовать
волчьи капиталистического мира. Почти
все жители костылевской ночлежки
доведены до отчаяния, тянутся к каким-то
призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться
отсюда Клещ, полагая, что честный труд
поможет стать ему человеком: "Кожу
сдеру, а вылезу", хочет начать новую,
здоровую жизнь Васька Пепел, искренно
верит в чистую любовь Настя. Все
пытаются выпрямиться, стать полноценными
людьми.
Общую мысль о свободном человеке
высказывает Сатин. Он разоблачает
утешительную ложь старца Луки, который,
видя муки обездоленных, бескорыстно
старается помочь им, облегчить
страдания, умиротворить. Спившемуся
Актеру он внушает надежду на излечение в
бесплатной лечебнице, умирающей Анне он
советует не бояться смерти: она ведь
несет покой; вору Пеплу советует уехать
в богатую счастливую Сибирь. И это-то в
то время! Обманщик Лука по своему
гуманен, но его гуманизм пассиивно-
сострадательный. Он основан на том, что
Лука не верит в возможности человека:
для него все люди ничтожны, слабы,
мелки, нуждаются лишь в сострадании и
утешении. "Мне - все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха ни
плоха",- говорит он. Втайне он уверен в
том, что реальное положение человека
изменить нельзя, поэтому ко всем и
подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии
рабской покорности и долготерпения
выступает Сатин: "Кто слаб душой... и
кто живет чужими соками, тем ложь
нужна... Одних она поддерживает, другие
прикрываются ей... Ложь - религия рабов
и хозяев. Правда - бог свободного
человека".
В монологе Сатина в полный голос
звучит требование свободы и гуманного
отношения к человеку: "Надо уважать
человека! Не жалеть,... не унижать его
жалостью,... уважать надо!" Он убежден в
том, что следует не примирять человека с
действительностью, а заставить саму
действительность служить человеку,
поэтому он поднимает знамя борьбы за
Человека с большой буквы!
"Человек свободен. Человек - вот
правда. Все в человеке, все для
человека. Существует только человек, все
же остальное - дело его рук, его мозга.
Человек! Это звучит гордо!"
Пьеса имела огромный успех, потому
что "принималась как пьеса-буревестник,
которая предвещала грядущую бурю и к
буре звала".

Похожие сочинения

  1. Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».
    Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» До появления...смотреть целиком
  2. «Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»)
    Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели....смотреть целиком
  3. Что есть правда и что есть ложь
    Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе «На дне» А.М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели человеческого «дна», бессмысленно прожигающие...смотреть целиком
  4. Люди дна (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Начало двадцатого века ознаменовалось огромными изменениями в человеческом сознании, появилось предчувствие близкой катастрофы (которое впоследствии вполне оправдалось), в искусстве возникли новые жанры и направления, писателей стали интересовать не...смотреть целиком
  5. Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького «На дне»  Новое!
    В центре пьесы А.М. Горького «На дне» – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей её безысходностью...смотреть целиком
  6. Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (2)
    Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. ...смотреть целиком
  7. ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
    Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился "рабом вещей", падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными,...смотреть целиком