Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на
протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,
одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является
основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и
социально - философская пьеса М. Горького "На дне". Главное в ее
сюжете - столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В "На
дне" автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
"Подвал, похожий на пещеру". Затхлый и душный воздух. Каменные
закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного
пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц
пьесы. Большего "дна" и представить себе трудно. Спустя некоторое
время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой "ласковое"
слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не
хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,
который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале
по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им
было просто не обойтись без Луки, который говорил: "Христос всех жалел и
нам так велел."
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что
его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со
своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,
жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую
грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно
лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе
ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить
что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь
такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
"Ты - с радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и
несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых"
людях! Свою "утешительную" философию он примерил и к ним. Своими
сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой
странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в
ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, "связав"
окончательно им руки и ноги. "Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он
им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется
услышать горькую правду, которая "всегда поднимается над ложью, как
масло над водою". Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на
жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь
"кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью".
Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает
сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по
этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так
не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с
разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна
побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она
принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее
проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он
ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось
недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни
других обитателей "дна И, возможно, проблема здесь не в правильности
теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,
так и не поднялись бы со "дна". Большая часть того, чего мы
добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не
стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое
последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.

Похожие сочинения

  1. Обитатели ночлежки
    Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали...смотреть целиком
  2. Что лучше для обитателей ночлежки в драме Горького "На дне"
    Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней...смотреть целиком
  3. Люди "дна": характеры и судьбы
    В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное:...смотреть целиком
  4. Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне»
    Только красавицы могут хорошо петь,— красавицы, которые любят жить. М. Горький М. Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными образцами романтизма «нового этапа»....смотреть целиком
  5. Роль женских образов в пьесе М. Горького
    Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. Безусловно, особое мастерство Горького отразилось в описании обитателей...смотреть целиком
  6. Сочинение на тему личность человека в пьесе М. Горького «На дне»
    Пьеса М. Горького «На дне» создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую...смотреть целиком
  7. Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького "На дне"
    В девяностые годы прошлого века в России разразился жестокий экономический кризис. Закрывались фабрики и заводы, тысячи рабочих и крестьян оказывались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное...смотреть целиком