Тема исторической закономер­ности, неизбежности Великой Октябрьской социалистической революции развита Горьким и в романе «Жизнь Клима Самгина». Роман был задуман после 1905 года. Приступил к нему Горький в 1925 году, сразу по окончании «Дела Артамоновых». Работал он над эпопеей до последних дней своей жизни. Чет­вертый том так и остался незаконченным.

В романе «Жизнь Клима Самгина», носящем подзаголовок «Сорок лет», следует выделить две главные линии: 1) художест­венный анализ исторических предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции и 2) изображение краха буржу­азного индивидуализма. Действие романа развернуто на широ­ком фоне социальной и духовной жизни России с конца 70-х годов XIX века до 1917 года.

Эпопея Горького не имеет себе равных по широте охвата исторической действительности. Перед читателем проходят основные события идейно-политической жизни России на протя­жении 40 лет.

Крах народничества и зарождение марксизма, жаркие бои революционных марксистов с политическими противниками, знаменитая Нижегородская ярмарка, коронация Николая II и кровавая Ходынка, где в безумной давке погибли тысячи людей, события революции 1905 года, мировая война, бурные дни 1917 года — таковы исторические события, нашедшие свое отра­жение в романе.

На этом фоне Горький рисует двух главных героев, олице­творяющих собой два социальных лагеря, две противоположные идеологии — буржуазную и социалистическую.

Первый лагерь представлен Климом Самгиным. Горький таким образом характеризует его: «Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где ему было бы удобно и мате­риально, и внутренне».


Клим Самгин — буржуазный интеллигент, он думает только о себе, о своем благополучии, о своих интересах. Это — вопло­щение безудержного эгоизма, морального и политического дву­рушничества. «Человек счастлив только тогда, когда он оди­нок» — этот излюбленный афоризм Самгина хорошо выражает его мировоззрение. Самгин лишен идеалов и не верит в них, он чужд народу и враждебен ему. Суть изменений, происходящих с Самгиным, заключается в том, что по мере развертывания революционных событий, по мере роста борьбы за свободу, за социализм все больше обнажается контрреволюционность Сам­гина, все яснее обнаруживается его вражда к революции, все отчетливее становится его духовное убожество.

Другой лагерь представлен в романе Степаном Кутузовым — революционером-большевиком.

Это человек с большим политическим кругозором. Он оли­цетворяет собой энергию, волю, ум, стойкость, уверенность в победе пролетарской революции. Ему чуждо мелкобуржуазное псевдореволюционное позерство.

«Революционеры от скуки жизни, — говорит он, — из удаль­ства, из романтизма, по евангелию, все это — плохой порох. Интеллигент, который хочет отомстить за неудачи его личной жизни, за то, что ему некуда пристроить себя, за случайный арест и месяц тюрьмы, — это тоже не революционер».

Насколько сер, безлик Клим Самгин, настолько ярок и свое­образен, душевно богат и глубок Степан Кутузов. Контраст этих художественных образов свидетельствует о том, что эпоха кру­шения капиталистического мира и нарастания пролетарской революции приводит, с одной стороны, к измельчанию, к вырождению и гибели буржуазную личность, и, с другой стороны, она создает условия для возникновения, роста и развития новой, яр­кой личности социалистической эпохи.

Идейно-художественное значение романа Горького огромно. В нем писатель с исключительной глубиной раскрыл нравственное вырождение старого мира, осудил буржуазный индивидуализм и показал крах буржуазного сознания.

Роман Горького представляет собой острое и действенное оружие борьбы против врагов революции и социализма, как бы они ни маскировались.

Романы «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина» раскрыли обреченность капитализма и неизбежность победы социалистической революций.