Успех «Горя от ума», появившегося накануне вос­стания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеско­го внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадца­тых годов.

По словам Пушкина, комедия «произвела неопи­санное действие и вдруг поставила Грибоедова наря­ду с первыми нашими поэтами». В мировой литера­туре не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом со­временники в полной мере ощущали социально-по­литическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) собственными оригинальны­ми, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свобо­долюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически дос­товерен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Гри­боедов имел возможность близко и повседневно на­блюдать самое важное, характерное и волнующее яв­ление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизнен­ных укладов, двух поколений.




После Отечественной войны 1812 г., в годы форми­рования и подъема общественно-политического и об­щекультурного движения дворянских революционе­ров-декабристов, борьба нового — нарождающегося и развивающегося, со старым — отжившим и тормозя­щим движение вперед, острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинст­вующими охранителями ветхозаветных, реакцион­ных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируе­мом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с пре­дельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в осно­ву «Горя от ума»: «…в моей комедии 25 глупцов на од­ного здравомыслящего человека; и этот человек разу­меется в противоречии с обществом, его окружаю­щим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом; как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонари­ем, человеком, покушающимся на «законный» госу­дарственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную. сплетню о безумии Чацкого. «Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это ста­нет!» — Слегка перебирает странности прежних зна­комых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, поку­да его не взбесить, но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «ах! боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него до­ходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совер­шенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в тече­ние одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с разди­равшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со сре­дой Грибоедов вместил громадную общественно-исто­рическую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

Отсюда — необыкновенное богатство идейного со­держания комедии. В той или иной форме ив той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множе­ства серьезнейших вопросов общественного быта, мо­рали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значе­ние. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальней­ших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости челове­ческой личности, об общественном призвании челове­ка, о его патриотическом и гражданском долге, о но­вом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти во­просы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патрио­тической страсти, такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблача­ла «нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благоле­пия и благоприличия и представить их на суд люд­ской разоблачёнными от всех и всяческих украшаю­щих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту за­дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности со­ставляют истинный, ничем не прикрашенный отвра­тительный облик крепостнического общества с его па­разитизмом и своекорыстием, чванством и лакейст­вом, мракобесием и нравственным растлением.

Похожие сочинения

  1. Черты реализма и классицизма в комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована...смотреть целиком
  2. "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца" (А. Блок)
    Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества...смотреть целиком
  3. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного
    Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто...смотреть целиком
  4. Фамусовское общество
    Комедия "Гоу" была написана Г-довым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по...смотреть целиком
  5. «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый...смотреть целиком
  6. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  7. Почему Софья полюбила Молчалина Героиня которая нарушает нравств основы
    Поҹему Софья полюбила Молҹалина? Героиня которая нарушает нравств. основы. Соединив в комедии "Гоу" ҹерты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных,...смотреть целиком