Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического
реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право,
взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние
просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому
подобное. Но сила таланта А. С. Грибоедова сказалась и в том, что почти любой персонаж его гениальной пьесы — тип
широкого масштаба и одновременно портрет. Иными словами, каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, является в то
же время неповторимой личностью. Предшествующая Грибоедову драматургия уже создавала индивидуальные образы, но их
индивидуальность раскрывалась преимущественно односторонне, однолинейно, схематично, в них чаще всего выражалась
какая-либо одна ведущая черта характера. Развивая лучшие достижения свои!
х предшественников, А. С. Грибоедов стремился изобразить своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
Драматург ломает законы комедий классицизма и вводит в пьесу действующих лиц, которые важны не для развития любовной
интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов (образы Репетилова, Загорецкого,
Тугоуховских). П. А. Катенин упрекал А. С. Грибоедова в том, что в его пьесе “сцены связаны произвольно”, но тот
справедливо отвечал ему: “Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных”.

Одним из наиболее сложных и противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” является Софья. На наш взгляд, Наиболее
тонко понял этот образ И. А. Гончаров. В статье “Мильон терзаний” он прежде всего обращает внимание на сложность ее
характера. Он говорит о смеси в Софье “хороших инстинктов с ложью”, “живого ума с отсутствием всякого намека на
убеждения”. “В собственной, личной ее физиономии, — писал Гончаров, — прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже
мечтательное”. Гончаров увидел в ней “задатки недюжинной натуры”. Его вывод достаточно красноречив: “Недаром ее любил и
Чацкий”. Чацкий в пьесе адресует свои речи прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык
верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры, по крайней мере в первом действии, не поколебали в нем “ни даль”,
“ни развлечения, ни перемена мест”.

Любовь Чацкого к Софье помогает нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать герою. В свои
семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, как говорит о ней с любовью восхищенный Чацкий, но и проявляет
завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молча л ин или даже ее отец. Достаточно сопоставить
фамусовское “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”, молчалинское “ведь надобно ж зависеть от других” и реплику
Софьи — “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”.

Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет просто та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая
позволила И. А. Гончарову сближать грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: “...Она в любви своей точно так
же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой”.

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  3. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели....смотреть целиком
  4. ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА").
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  5. Поколение «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством,...смотреть целиком
  6. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все...смотреть целиком
  7. Сатиричность изображения фамусовского общества
    Неприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821 —1822 гг. Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат....смотреть целиком