Их связь с романтизмом выражается, прежде всего в стремлении отыскать в сказках и преданиях, в языке и народных обычаях характер человека и народа. При этом они поддерживали тесные контакты с людьми, принадлежавшими к кругу романтиков или близкими к нему. Самой плодотворной и важной для жизни и творчества Гриммов была их встреча в студенческие годы с Савиньи.
У него они переняли исторический метод исследованля и подход к научной работе вообще. Однако когда Савиньи, основатель исторической школы права, впоследствии проникся мистической концепцией истории и после 184-0 года пытался оправдать господствующий феодальный правопорядок исторической традицией, братья Гримм, несмотря на их привязанность к своему университетскому преподавателю, не примкнули к этим реакционным тенденциям.
Через Савиньи Якоб Гримм познакомился и с Клеменсом Врентано и лично сблизился с этим представителем гейдельбергского романтизма, бывшим на семь лет его старше. Мы знаем о значении сборника народных песен «Волшебный рог мальчика» для собирательской деятельности «братьев-сказочников». Но так же как они разошлись в убеждениях с Савиньи, так не последовали и за Брентано по пути его позднейших религиозных заблуждений, какими бы близкими ни оставались их отношения. Не менее важными стали и отношения Гримма с Беттиной фон Арним, которая впоследствии энергично хлопотала за приглашение братьев в Берлин. Беттина, одна из самых значительных женских фигур немецкого романтизма, тоже ни в малейшей степени не поддалась реставрационным и тем паче реакционным тенденциям. С удивительным мужеством вступалась она в своих книгах и брошюрах за эксплуатируемые классы и угнетенные народы. О тесной человеческой близости братьев Гримм с супругом Беттины Ахимом фон Арнимом, умершим в Виперс-дорфе в 1831 году, уже рассказывалось на этих страницах.
Наряду с Клеменсом Брентано и Ахимом фон Арнимом братья Гримм были связаны и с Йозефом Гёрре-сом — одним из виднейших представителей позднего романтизма. Якоб неоднократно выступал на страницах «Рейнского Меркурия», самой влиятельной немецкой газеты периода освободительных войн, которую издавал Гёррес. Он еще в 1807 году ратовал за возрождение и популяризацию памятников немецкой литературы и опубликовал «Немецкие народные книги», но в 1819 году, в связи с преследованием «демагогов», эмигрировал в Страсбург, а годом позже — в Швейцарию. Однако, когда, возвратившись в Германию, он стал все больше склоняться к консервативным убеждениям и в конце концов перешел на позиции ультрамонтанства, его единодушию с братьями Гримм в политических и мировоззренческих вопросах пришел конец. То же можно сказать об их отношениях с братьями Шлегель, с самого начала прохладных.
Каким бы серьезным ни было воздействие того или иного из представителей романтизма, в большей или меньшей степени оказанное ими на Якоба и Вильгельма Гриммов в начале их деятельности, все-таки даже в ранний ее период заметно, в особенности у Якоба, ик движение от романтических собирательских устремлений к научному поиску, к созданию трудов, проложивших путь современной германской филологии и языкознанию. Прощание с Касселем с хронологической точки зрения было одновременно и прощанием с романтизмом.