В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы» - живое свидетельство преимущества новой, романтической поэзии. Французы еще не слышали таких стихов. В них и знойное небо Испании, и мечети Востока, и ленивое качание гамака, и стремительный полет фантастических горных духов - джиннов. И здесь не только роскошь красок, не только мастерство стиха - сюда врывается дыхание современности: звучат мечи, свистят пули, несутся стоны -это греки сражаются с турками. •

* Ø Скорее в Грецию! Пора! Ей вся любовь!

Герои освободительных битв становятся героями поэзии Гюго. Теперь писатель должен завоевать область драматургии. Новаторская драма в стихах «Марион Делорм» создана с ошеломляющей быстротой. Герой ее - молодой поэт Дидье, человек из народа, отверженный и гонимый. Действие пьесы свободно переносится из покоев Марион на площадь, из покоев короля - в темницу. И прекрасные стихи, вложенные в уста героев, звучат гораздо естественнее напыщенных тирад, которыми изъяснялись герои пьес, написанных по старинным «правилам». Образ короля Людовика XIII в пьесе Гюго чем-то напоминал современникам царствующего монарха Карла X, и это обеспокоило друзей поэта. Они были правы. Репетиции пьесы продолжались недолго. Цензура запретила «Марион Делорм». Убедившись, что все его попытки спасти «Марион» напрасны, Гюго, не откладывая, принялся за работу над новой пьесой.

«Эрнани». Это испанское имя обозначает веху в развитии литературного движения во Франции. Пьеса построена по тем же новаторским принципам, что и «Марион Делорм».

Место действия - Испания XVI в. Главный герой - разбойник Эрнани. Он любит юную аристократку донью Соль. Его соперники - старый гранд де Сильва и таинственный незнакомец дон Карлос, под плащом и маской которого скрывается будущий король Испании. Разбойник, отверженный оказывается благороднее и великодушнее своих соперников-аристократов. Честь для Эрнани дороже жизни. Повинуясь данному слову, он готов отдать жизнь даже в минуту высшего счастья, в день своей свадьбы с доньей Соль.

Постановка «Эрнани» превратилась в битву. На каждом спектакле зал разделялся на два лагеря: новаторы против консерваторов. И новаторы-романтики одержали победу.

Пьеса была поставлена в феврале 1830 г., незадолго до революции. В Париже в это время сгущалась предгрозовая атмосфера. Казалось, что подымаются призраки Марата и Робеспьера. Рабочие собирались на тайные сходки в кабачках. Монархия шаталась, а Карл X все усиливал гнет.

Писателя все больше начинает волновать тема обездоленных. Нищета народа, тюрьмы, каторга, эшафот. Как встать на борьбу со злом, царящим в обществе? Впервые Гюго поднял голос против смертной казни в повести «Последний день приговоренного к смерти», написанной в 1828 г. Повесть вышла без имени автора, имела большой успех, вызвала много подражаний. В 1832 г. выходит повесть Гюго «Клод Ге», основанная на действительном факте. Герой повести, рабочий, доведен голодом до кражи, издевательствами тюремного начальства - до убийства. Умный, одаренный, честный по натуре человек гибнет на эшафоте. Он жертва несправедливого строя.

Гюго собирает материал для большого романа. И действительность дает ему материал поистине неисчерпаемый. Страдания и нищета народа не идут на убыль после июльской революции. Революция не завершена, во Франции продолжаются народные волнения. Особенно запомнилось Гюго республиканское восстание 1832 г. в Париже: баррикады, героическое сопротивление восставших, бои на улицах Сен-Мерри и Сен-Дени. Писатель не участвует в этих боях, но они глубоко волнуют его. Он записывает рассказы участников и очевидцев, сам ходит по Парижу, не боясь пуль, чтоб все видеть своими глазами.