Термин \"акмеизм\" и имя Николая Гумилева неразрывно связаны. Действительно, поэт-конкистадор, по сути, оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления.

Я конкистадор в панцире железном,

Собрался в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

Акмеисты творили после эпохи символизма, воцарившейся в русской поэзии с восьмидесятых годов XIX века. Поэтический язык того времени был близок к полной утрате образности: современник удачно окрестил его \"символической латынью\". Появление акмеистов было своеобразным протестом против \"обесценивания\" слова. \"Роза\" переставала быть символом Богоматери, Вечной Женственности и становилась просто розой - очень красивым, но абсолютно земным цветком, растущим на соседней клумбе. \"Бытие\", \"вечность\", \"София\" - эти слова уходили из поэтического лексикона.

Вот описание жирафа из хрестоматийного стихотворения Гумилева:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Здесь жираф предстает отнюдь не в символическом, а своем истинном виде. И эмоции, которые вызывает образ удивительного животного, живые, а не книжные.

Акмеисты одержали победу. Это была победа Николая Гумилева.

Лирический герой Гумилева близок поэтике неоромантизма: это путешественник, воин, первопроходец, исследователь. Пейзажи и конфликты поэзии Николай Степанович создавал не в тиши уединения. Многие его стихи - это почти репортаж с места событий, ведь поэт отдал немало времени и сил исследованию Африки.

\"Здравствуй, Красное море, акулья уха, Негритянская ванна, акулий котел!\" - так обращался поэт к Африке. Эта часть света, в начале XX века недостаточно изученная, предстает в стихах Гумилева как земля загадок и опасностей, жители которой - мужественные воины и бесстрашные охотники. Этот мир полон ярких красок и обожжен лучами солнца. Вот поэтому страсти здесь кипят по-настоящему, и здесь поэт находит то, что искал: ощущение полноты жизни, наслаждение опасностью, первобытную сочность красок и чистоту звуков.

Война дала Гумилеву единственный в своем роде опыт - знакомство со смертью и славой, явленными на поле брани. На войне родились замечательные строчки:

Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.

Яркий пестрый мир гумилевских стихотворений не вызывает сложных ассоциаций, зато всегда радует читателя своей самобытностью. Герои его стихотворений необычайно разнообразны: ему интересны и конквистадор, и моряк, и портовый грузчик, и рабочий, и вождь туземного племени. Гумилев наблюдает за ними как хороший и понимающий товарищ.

Жизнь Николая Степановича Гумилева оборвалась ярко и трагически. Поэту было вменено в вину участие в контрреволюционном заговоре, хотя его \"преступление\" заключалось лишь в том, что он не стал доносить на товарищей-офицеров...

Сегодня Николай Гумилев остается одним из лучших русских поэтов XX века, создавшим замечательные произведения с яркими образами и своеобразным лирическим героем. Воля к жизни сильнее смерти - доказывает творчество поэта.