Роман Альбера Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем отобразилось все, что пережил и осмыслил автор в годы суровых испытаний. “Чума” - хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирскому побережье Средиземного моря. Философское содержание реализуется в форме романа-притчи. Автор дает детальное описание возникновения и распространения эпидемия чумы в городе. Клинические отчеты, отчеты о санитарных мероприятиях, о настроениях населения, об организации медицинских дружин. Ни стонов, ни проклятий - деловой рассказ с деталями о небывалом случае из медицинской практики недалекого прошлого. Но вдруг ненароком появляется фраза: “В мире была что чума, то война. И все ж таки и чума, и война всегда захватывают людей неожиданно”. Фраза настораживает и принуждает вернуться к году, которым датирована хроника - 194…год.

Эта дата не кажется случайной. В то время слово “чума” была у всех на устах, правда, не в прямом, а в переносном значении: “коричневая чума”, фашизм. По клиническим признаками зловеще вырисовывается исторически определенная личина “чумы” (фашизм) - нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь. По свидетельствам самого Камю, “явное содержание “Чумы” - это борьба европейского Сопротивления против фашизма”. Итак, во-первых, чума - болезнь, а, во-вторых, чума - “коричневая чума”, фашизм. Камю писал: «С помощью чумы я хочу передать ту духоту, от которой мы страдали, ту атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование о существовании в целом». Работая над “Чумой”, Камю изучал книги притчевого, полуфантастического содержания - ”Процесс” Кафки и “Моби Дик” Г. Мелвилла, где главной бинарной оппозицией было: человек - зло. В устах Тарру, друга доктора Рие слово “чума” обрастает многочисленными значениями, становится чрезвычайно содержательным.

По его мнению (и по мнению автора), чума - не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невинного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Оно обычное, естественное, как дыхание, так как “все мы немножко зачумленные”. Микробы ее всюду, подстерегают каждый наш неосторожный шаг. А раз так, то чума - мировое зло, которое все время бродит в истории и во всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Рие: “А что такое, собственно, чума? То же жизнь, только и того”.

Чума в самих недрах бытия. В конце счастливые оранцы празднуют зосвобождение от эпидемии. А доктор, размышляя, над словами старика, начинает понимать, что каждый день радость людей под угрозой, так как “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не прячется, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на беду и науке, и людям чума разбудит крыс и пошлет их на улицы счастливого города”. Зло, согласно Камю, в отличии от своего исторического прообраза, не поддается исследованию, оно убивает, - это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек - зло, и стоит этот вопрос настолько же остро, как стоял, скажем, у Кафки. Но разрешает это противостояние Камю, исходя снова же таки из своей философии. Человек должен сделать “свободный выбор”, чтобы стать Человеком. Оранцы должны смириться или бунтовать, третьего не дано. Герои Камю - Рие, Кастель, Тарру, Гран, Рамбер - борцы, бунтари. Сопоставляя роман “Посторонний” и роман “Чума”, автор писал: “Чума” в сравнении с “Посторонним”, бесспорно, знаменует переход от одинокого бунтарства к признанию общества, чью борьбу необходимо разделять.

И если существует эволюция от “Постороннего” к “Чуме”, то она происходит в направлении к солидарности и созвучности. Его герои - бунтари, те, кто смело восстает против мирового зла, пусть, даже, это “сизифов труд” (поскольку вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось и найти сыворотку - чума отползла сама, так же, как сама и пришла).

Как видим, все та же абсурдность бытия и так же человек свободен в выборе. И этот выбор делает его настоящим Человеком. Чума - суровое испытание, которое ставит два вопроса: что такое жизнь, и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и зла. Писатель-Философ Камю верит, что зло вечно, но вечна и борьба с ним. И сила борцов, людей в их содружестве.