Сид главный положительный герой «Песни». Оклеветанный завистниками и изгнанный королем Альфонсом VI из Кастилии, он вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. Сид отвоевывает у неверных Валенсию и другие земли благодаря воинскому таланту и житейской мудрости (последнее отличает его от Роланда, каким тот изображен в «Песне о Роланде»). Герой также захватывает богатую военную добычу, что позволяет ему примириться с королем.

В «Песни» подчеркивается непререкаемый авторитет Сида среди родичей и вассалов, который основывается не только на его мудрости, но и на справедливости, отеческой заботе о семье и войске. С. наделен чертами идеального эпического властителя (что сближает его с образом Карла Великого). С. совершенно чужда героическая неистовость, эпическая безмерность. Он уравновешен, рассудочен и дальновиден, несмотря на то что в поход против мавров выступает движимый обидой на несправедливость Альфонса VI.

В поэме дается разносторонняя характеристика Сида. Прежде всего герой предстает как славный воин и верный вассал, который освобождает испанскую землю от мавров и не забывает отсылать часть военной добычи своему сюзерену – королю Кастилии. Сказитель подчеркивает также благородство и великодушие С. Эти черты характера герой проявляет по отношению к маврам, которым он позволяет мирно жить и трудиться на отвоеванных землях. За это мавры его любят и благословляют. Более того, С. поддерживает дружеские отношения с «врагом» – правителем Молины мавром Абенгальбоном. Поэма подчеркивает присущее С. чувство собственного достоинства, силу душевных чувств и сдержанность в их проявлении. Характерен в этом смысле эпизод суда над инфантами Карионскими.

После того как инфанты бросили в лесу своих жен (дочерей С.) и обрекли тем самым на смерть, чтобы завладеть их состоянием, С. требует созвать кортесы и осудить этот поступок. Сам С. не удостаивает обидчиков поединком. Он отбирает у них свой подарок – боевые мечи Ко-ладу и Тисону, подчеркивая тем самым, что люди, поднявшие руку на беззащитных женщин, недостойны называться мужчинами. Попранная честь С. и его дочерей восстанавливается в ходе судебного поединка воинов С. с инфантами.

В отличие от Роланда Сид изображается также и в буднично-прозаической сфере. Много внимания сказитель уделяет привязанности С. к жене и дочерям. В отношениях с ними проявляется эмоциональная сторона его характера. Так, сцену прощания С. с женой Хименой перед походом на Валенсию принято сравнивать по накалу чувств со сценой прощания Гектора и Андромахи. Сказитель подчеркивает «демократичность» образа С., вводя эпизод с бургосскими ростовщиками, которым он оставляет в залог сундуки, набитые песком и камнями.

Так Сид проявляет обычно не свойственную эпическому герою хитрость. Позднее, однако, он щедро расплачивается с ростовщиками. С. также становится героем ряда других эпических поэм в Испании. Он является прототипом испанских романсеро и героя трагедии П.Корнеля «Сид» (1636).

СИД (фр. Le Cid) — герой трагедии П. Корнеля «Сид» (1636; второй вариант — 1660). В тексте — Дон Родриго. Исторический прототип — Родриго (Руй) Диас де Бивар, легендарный испанский полководец времен Реконкисты (XI в.), прозванный Сидом (то есть господином, повелителем). Литературные прообразы героя Корнеля многочисленны. Это прежде всего Сид народных испанских романсеро; ближайший драматургический прообраз — Родриго, герой трагикомедии Гильена де Кастро «Молодые годы Сида».

Сюжет трагедии (история превращения Родриго, юного отпрыска воинственного испанского рода, в могучего, одаренного мистической властью над покоренными маврами Сида) имеет реальные исторические основания. Структура образа героя чрезвычайно многослойна. В нем различимы черты мифологического героя, а судьба его (как она представлена в трагедии) обладает всеми атрибутами «героической судьбы», как трактует последнюю миф.

Можно сказать, что «внутри» сюжета корнелевской пьесы живет древняя модель ар-хетипического сюжета с традиционными мотивами формирования героя: местью за отца, инициацией, испытаниями и даже ритуальным «поединком за невесту». В трагедии присутствует тема ритуальной смерти и воскрешения героя: главный персонаж в известном смысле «умирает» как Родриго и «возрождается» Сидом. При этом фольклорно-мифологический пласт занимает в семантическом пространстве образа подчиненное место. Гораздо более очевидны в облике Родриго черты современного Корнелю кавалера, следующего галантной этике века абсолютизма:

…предать любовь свою

Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою

Средневековая история о юноше, отомстившем отцу любимой за поруганную честь дома, а затем прославившемся в качестве защитника Отечества, превратилась под пером Корнеля в трагическое повествование о герое, способном встать вровень с испытывающей его судьбой, противопоставив ей решение, плод совместного напряжения ума и сердца, а также о цене, которую платит личность за осуществление своего призвания.

В названии пьесы дана своеобразная экспозиция героя, сопровождающая юного Родриго на всем протяжении рассказа некоей «формулой узнавания». Так, юный возлюбленный Химены для читателя и зрителя уже заранее несет на себе отсвет славы легендарного воителя, хотя в трагедии героя никто Сидом не называет. Прозвище великого полководца, вынесенное в название пьесы, оказывается кодом ее прочтения. Перед нами не частная история, но складывающаяся на наших глаза формула героизма. Образом Родриго-Сида Корнель стремится ответить на вопрос: что есть герой, результатом каких внутриличностных процессов является тот человеческий тип, который несет на своих плечах миссию общественного служения, жертвуя жизнью сердца, преодолевая дисгармонию духа. Решая вопрос о мести отцу любимой, Родриго не просто находится перед известной дилеммой «чувства и долга», но выбирает для себя жизненную программу, тип существования.

В знаменитой сцене Стансов в Родриго происходит своеобразный любовный 371 катарсис: страсть к Химене как бы очищается от своей чувственно-эгоистической оболочки, ибо герой теряет право обладать предметом своих желаний. И на развалинах любви первоначальной возникает чувство, чуждое грубо-конкретных претензий, проникнутое ощущением трагической невозможности его удовлетворения. Родриго «посвящает» свое чувство родовому долгу, как бы подтверждая идеальную зависимость любви и общественных отношений, в конечном счете складывающихся из близости людзй.

Приняв решение мстить отцу любимой, Родриго становится Сидом прежде, чем совершает свои военные подвиги. Диалектика этого решения в том, что с «рождением» Сида как бы отмирает юношеская часть его существа, делавшая его «рыцарем Химены».

Он становится теперь «рыцарем Отечества». Целостность героического существования, обретенная в служении долгу, дается герою ценой отказа от полноты личностного бытия.

Родриго — истинный трагический герой: он и «жрец», и «жертва» одновременно. Ведь Сид — это формула победы, безусловной власти, социального превосходства, но Сид — это и символ чуждости (прозвище ему дали враги-мавры), знак потери.

Образ Родриго-Сида занимает во французской культуре особое место. Существует поговорка: «Прекрасен, как Сид», выражающая национальное отношение к герою Корнеля, ставшему мерилом достоинств представителей сильного пола.

Похожие сочинения

  1. Трагикомедия «Сид»
    Корнель Родился в Руане, в семье чиновника. Закончил Иезуитский колледж, получил должность адвоката. Однажды, как рассказывает предание, один из друзей Корнеля познакомил его со своей возлюбленной, но она предпочла Пьера своему прежнему воздыхателю....смотреть целиком
  2. Героиня трагедии П.Корнеля «Сид»
    Исторический прототип: донья Химена, дочь дона Гомеса, графа Гормаса, впоследствии супруга дона Родриго Диаса де Бивар, прозванного Сидом (XI век). В трагедии Корнеля Химена страдательный персонаж, несущий основное нравственно-психологическое бремя....смотреть целиком
  3. Химена - характеристика литературного героя
    ХИМЕНА (фр. Chimene) — героиня трагедии П.Корнеля «Сид» (1636; второй вариант - 1660). Исторический прототип: донья Химена, дочь дона Гомеса, графа Гормаса, впоследствии супруга дона Родриго Диаса де Бивар, прозванного Сидом (XI век). В трагедии Корнеля...смотреть целиком