1. Детские и юношеские годы.
2. Особенности художественного стиля писателя.
3. Основные темы дореволюционного творчества Куприна.
4. Творчество периода эмиграции.
5. Последние годы жизни.

Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю.
А. И. Куприн

В этих словах одного из героев произведения А. И. Куприна «Яма» выражено желание самого писателя. Он всегда стремился жить с размахом, ловя каждый момент, попробовать себя во всех жизненных и профессиональных формах проявления. Переполненная событиями жизнь писателя, многообразие тем его творчества — все это составляет единую чрезвычайно пеструю и живую картину. Вместе с тем вхождение Куприна в большую литературу было нелегким, жизненный путь — не менее сложен.

А. И. Куприн (1870— 1938) родился в селе Наровчатове Пензенской области. Писатель рано остался сиротой — отец, канцелярский служащий умер, когда ему был год. Затем он попал в сиротский дом, в военную гимназию, кадетский корпус, юнкерское училище.

Сам он позже вспоминал, что это были самые несчастливые его годы жизни. Не столько из-за бессмысленного заучивания наизусть и голодания, сколько из-за сложившейся системы физических и нравственных наказаний: воспитанников часто унижали и запугивали, отправляли в карцер, секли розгами. О периоде пребывания в кадетском корпусе он написал в автобиографической повести «На переломе» 1900 года.

После окончания корпуса Куприну пришлось еще два года обучаться в Александровском военном училище, а после получения чина подпоручика — нести военную службу. Человека с такой жаждой жизни, как у Куприна, она не могла не тяготить. Будущий писатель подает в отставку в 1894 году. С этого момента перед Куприным, по его же словам, началась «большая, широкая, свободная жизнь». Свой творческую карьеру он начал со стихов, и писал их в большом количестве не только в юности, но и на протяжении всей жизни. Вместе с тем эти опыты не принесли ему известности и не сделали поэтом. Истинным призванием Куприна оказалась художественная проза.

Его первые рассказы — «Последний дебют», «Лунной ночью», «Ужас», «Психея», «Безумие» — появились в печати в конце 1880-х годов. По мнению критиков, эти произведения были во многом подражательны, схематичны, не лишены литературных штампов. Но это касалось, как правило, тех произведений начинающего писателя, в которых он изображал то, что не пережито им самим. Там же, где чувствуется влияние его жизненного опыта, присутствует непревзойденный живой диалог, насыщенный красками пейзаж, выразительный портрет — как внешний, так и психологический. Куприн является одним из тех, кто мог писать проникновенно и увлекательно одновременно, заражая читателя интересным хитросплетением сюжетных линий. Художественный стиль во многом оказался предопределен особенностями его личности. Пожалуй, ни один из писателей-современников Куприна не стремился так полно познать жизнь во всех ее проявлениях, как он. Будучи реалистическим писателем Куприн чувствовал себя уверенно, когда твердо знал, что изображал. Его переполняли избыток жизненных сил и энергии. Поэтому писатель стремился пережить все, что доступно человеку, соучаствовать всему, что происходит вокруг. Подвижность, неуемная тяга к «перемене мест», к частой смене занятий и рода деятельности отличали Куприна с юных лет до конца жизни. Известно, что Куприн владел множеством разных профессий. В 1910 году писатель совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело, опускается на морское дно. Все это наполняет его произведения яркими красками, здоровым романтизмом, жизненным оптимизмом, особой достоверностью. Запас наблюдений писателя сочетается его упорным самообразованием.

Творчество Куприна не только многопланово, многообразно. Разнообразие сюжетов обуславливалось богатым жизненным опытом Куприна. Герои прозаических произведений Куприна — люди самых разных социальных слоев царской России — от капиталистов-миллионеров до босяков и нищих. Но уже в ранних произведениях у Куприна появляется интерес к теме «маленького человека», к проблемам морально-этическим, социальным и эстетическим.

Творчество Куприна 1890-х годов отмечено широтою охвата и глубиной художественного исследования самых различных сторон современной писателю действительности, разнообразием героев из самых разных социальных слоев. В 1896 году он пишет социально-психологическую повесть «Молох». Образ Квашнина — промышленного и финансового дельца — сатирическое олицетворение алчности и жестокости. Языческий бог Молох, жаждущий человеческих жертв, стал нарицательным обозначением мира эксплуатации, лицемерия и насилия над судьбами людей. В этой атмосфере пошлость, ложь и фальшь вторгаются и в семейно-бытовые отношения, а духовные и нравственные ценности забываются.

В этой повести Куприным важен образ рабочих. Практически до конца произведения они предстают в качестве терпеливых жертв Молоха, нередко сравниваются с детьми. Закономерен итог повести — общий взрыв негодования, неугасимое стремление изменить ситуацию. Автор использует образы взрыва, черной стены рабочих на фоне пламени для того, чтобы наиболее ярко изобразить народный бунт, выразить несогласие с положением рабочего класса в современном буржуазном обществе.

Тема невозможности существования людей разных занятий и слоев в установившемся «жизненном порядке как он есть» получила свое продолжение в целом ряде произведений этих годов — «Просительница», «Картина», «Наташка», «Друзья», «Блаженный», «С улицы», «Конокрады», «Белый пудель», «Allez!», «По заказу», «Кляча». Герои Куприна не видят смысла жизни в настоящем и полностью неуверенны в завтрашнем дне. Мотивы нестабильности жизни в мире людей, где подавляются личное и гражданское достоинства, не находит выхода человеческая энергия, усиливают в его произведениях ощущение близящегося общего кризиса, неизбежных перемен. Утверждая ценность человека, которого не испортила буржуазная цивилизация, Куприн пытался найти своего положительного героя. Выражением такого идеала в то время стала героиня повести «Олеся» (1898). Это один из самых поэтичных образов в мировой литературе и одно из первых произведений Куприна, в которых он предстает непревзойденным мастером изображения любовного чувства. Притягательность героини — в цельности ее натуры, в благородстве и силе характера, в самобытности, которые она сохраняет до конца. Искренняя, глубокая, жертвенная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена трусости и безвольности ее возлюбленного — доброго, но слабохарактерного русского интеллигента.



В дальнейшем тема любви в творчестве Куприна получила развитие в не менее лиричных и трогательных произведениях — «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911). В них изображены яркая страсть библейской красавицы Сулимифи и безнадежное и самоотверженное чувство маленького чиновника Желткова. Особая сила «Гранатового браслета» в том, что любовь здесь предстает как «нечто неожиданное» среди привычных будней, трезвой реальности и устоявшегося быта. К началу XX века Куприн уже успел стать самобытным писателем-реалистом молодого поколения. Выдающимся произведением писателя начала века стала повесть «Поединок» (1905), посвященная М. Горькому.

В «Поединке» нашли свое отражение новые общественные настроения в России во время нарастания всеобщего недовольства, вызванного поражением в русско-японской войне. Это видно через армейские порядки того времени. С одной стороны, показано моральное разложение офицерства, лишенного каких-либо порывов к гражданскому служению. С другой стороны, запуганные, уставшие от муштры солдаты. В этой атмосфере достойно служащие офицеры подвергаются осмеянию, спиваются, как Назанский, или бессмысленно погибают, как подпоручик Ромашов, главный герой произведения. Это самый любимый для Куприна образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов отстаивает свободу и достоинство человеческой личности. Он хочет видеть в солдате не бесчувственного исполнителя офицерской воли и приказов свыше, а друга, брата, человека. Вместе с тем он не столько борется со злом, сколько сам страдает от него. Его не понимает и не принимает окружение. Кроме того, герой испытывает неудачи и в любви. Пренебрежение к слабым, чувству жалости, гуманизму характеризует весь мир армейской жизни. На словах ненавидя эту жизнь, ее мораль и порядки, Шурочка Николаева является ее неотъемлемой частью. В итоге, в надеждах мечтая начать новую жизнь, порвать с жестокой и несправедливой военной службой, Ромашов бессмысленно гибнет на дуэли. Это произведение принесло Куприну общеевропейскую славу.

Интерес ко всем проявлениям живого, тонкая наблюдательность и человеколюбие характерны для рассказов Куприна о детях и животных, которые художник слова писал на протяжении всей жизни. Это «Изумруд», «Скворцы», «Завирайка», «Ю-ю», «Собачье счастье», «В зверинце», «Слон», «Белый пудель».

Февральская революция становится для Куприна осуществлением желанных демократических перемен. Он активно выступает в периодической печати, но это вре№я становится для писателя временем противоречий и метаний как политических, так и творческих. Летом 1920 года Куприн едет в Париж. Так открывается новая страница его творчества, но большинство произведений этого периода изображают события дореволюционные либо из исторического и легендарного прошлого России. Одно из самых заметных произведений этого времени — роман «Жанета» (1932—1933). Он посвящен русской эмиграции. В произведении показана душевная опустошенность русского эмигранта, нищенствующего, всеми забытого, никому не нужного, для всех чужого. Единственным смыслом его жизни становится маленькая девочка Жанета. Все восемнадцать лет, проведенных в эмиграции в целом, писатель испытывает тоску по родине и творческий кризис. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», — утверждал он в одном из своих писем.

Возвращение на родину в 1937 году не изменило его настроений. Несмотря на новые творческие замыслы, подорванное здоровье не позволило ему их воплотить в жизнь. В августе 1938 года А. И. Куприн скончался.

По воспоминаниям современников, перед смертью он признавался близким: «...Какое счастье принадлежать к такому народу, любить его!». Действительно А. И Куприн жил и творил для всех людей России, его произведения проникнуты гуманистической верой в человека, любовью к родине, демократическим пафосом, идеями духовного раскрепощения личности. Исследователь творчества писателя Ф. И. Кулешов верно отметил: «Куприн оставил книги, которые нужны людям сегодня, будут нужны им вечно, как вечен язык, на котором они написаны, и как вечен народ, к которому они обращены».