Одним из лучших рассказов великого русского писателя Александра Куприна является его «Гранатовый браслет». В этом произведении автор осуждает буржуазную мораль, бездуховность и лицемерие современного ему общества.

Композиция произведения достаточно сложна, а его название имеет символический характер. Действие рассказа начинается с загадочного случая: на день рождения княгине Вере неизвестный поклонник дарит браслет с гранатами, один из которых необычного зеленого цвета. Вокруг подарка продолжаются споры. Брат Веры настаивает на том, чтобы найти неизвестного дарителя и вернуть подарок, он считает, что этот подарок вредит чести его сестры, и безжалостно высмеивает сам подарок и чувства, которые побуждали незнакомца послать его Вере. Брат и муж княгини находят ее таинственного поклонника, молодого служащего Желткова. Они возвращают ему подарок и требуют, чтобы он больше никогда не тревожил княгиню Веру. Желтков пытается объяснить, что его любовь самоотвержена, что не требует для себя ничего, и его не понимают. Он просит разрешения позвонить княгине Вере, чтобы убедиться, что она не нуждается в его любви. Вера просит его «закончить эту историю» как можно быстрее. Через несколько дней Вера случайно читает в газете о самоубийстве молодого служащего, имя которого не называют, но она понимает, о ком идет речь. Вера приходит в дом, где в последнее время жил тот, кто любил ее безграничной любовью, о которой она всегда мечтала, но которого не узнала. Хозяйка квартиры отдает княгине Вере последнее письмо Желткова с просьбой после его смерти послушать его любимое музыкальное произведение — «аппассионату» Бетховена. Это внешние события рассказа. Позицию автора можно понять, лишь когда сопоставить эти события с разговорами персонажей, рассказами о героях.

На день рождения Веры собираются гости. Среди них сестра княгини и их крестный отец, старый генерал, который рассказывает историю своей любви к молодой румынке. Сам рассказ немного шутлив, но вывод, который делает генерал, принуждает Веру задуматься: только теперь, уже в очень преклонном возрасте ее крестный отец осознает, что это была единственная настоящая любовь за всю его жизнь. Автор намекает читателю, что люди не всегда понимают не только чувства друг друга, но и свои собственные. Отношения между княгиней Верой и ее мужем быстрее можно назвать дружественными. Они привыкли, уважают друг друга. Получив подарок, героиня чувствует неприятность, он смущает ее покой. Когда брат предлагает найти Желткова и положить конец его письмам и подаркам, княгиня Вера не отрицает, полагаясь во всем на мужа. Только после разговора с Желтковим по телефону она чувствует, что происходит что-то ужасное и неестественное, потому она чувствует ответственность за самоубийство героя.

Желтков — «маленький человек», его чувства никого не интересуют, он будто не имеет права на высокое и светлое чувство. Куприн изображает противоречие между духовным миром героя и его социальным состоянием. Любовь — единственное, ради чего живет герой. Это не болезнь, не «маниакальная идея», а самоотверженное, безграничное чувство. Трагедия героя в том, что он понял: Вера не способна постичь безграничность его любви. Ее просьба «закончить эту историю» значит умереть, потому что перестать любить ее он не может. Желтков верит, что его смерть раскроет любимой силу его чувств: он предусматривает, что гордая княгиня догадается о причинах его самоубийства и придет попрощаться с ним. В своем последнем письме к Вере Желтков прощает ее, прощает именно потому, что она почувствовала силу его любви.

Гуманистическая позиция автора заключается, в первую очередь, в противопоставлении благородных человеческих чувств банальности. Куприн показывает, что благородство чувств не дается человеку от роду, самоотверженность — такое же редкое явление среди людей, как зеленый гранат среди красных.

Похожие сочинения

  1. Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
    Любое классическое произведение великих писателей XIX и XX веков стоит того, чтобы именно на его примере показать, насколько глубоко его содержание и совершенна форма. И «Обломов», и «Герой нашего времени», и «Мёртвые души» могут дать представление о...смотреть целиком
  2. Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
    Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви … то твоя любовь бессильна, и она – несчастье. К. Маркс Я хочу Вам рассказать о прекрасном чувстве, которое невозможно...смотреть целиком
  3. Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
    XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам...смотреть целиком
  4. Главный герой Иван Тимофеевич
    Жить — Так жить, Любить — Так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй. С. Есенин Открываешь собрания сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его...смотреть целиком
  5. Любовь — главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна
    1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве. 2. Чувства таинственного Г.С.Ж. 3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова. 4. Смысл любви для главного героя повести и самого А. И. Куприна. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое». А....смотреть целиком
  6. Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет»
    В 1908—1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908) — на­рядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет». Сюжет рассказа...смотреть целиком
  7. Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет»)
    Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам как ни мрачна была их правда мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная...смотреть целиком