«А если мое «Я» не захочет» и «Я» других людей тоже?» — так думал Ромашов о том, что могут сделать люди, которые могут не захотеть подчиняться жизни и тем, кто ею правит. В самом деле, все, казалось бы, очень просто — перестать подчиняться. Но один человек не может сделать ничего.
А что мог сделать он, Ромашов? Жить в уродливой, тупой и жестокой среде или позволить своему «Я» ска­зать «нет», — пусть даже ценой собственной жизни?
По сути дела, Ромашов — человек, никому не инте­ресный и никому не нужный; он живет в своем мире, насквозь пропитанном пошлостью, заметной только ему. В отличие от других персонажей Куприна, Ромашов не идеализирован, и не все его черты однозначно при­влекательны и приятны. Он просто слабый человек, не удовлетворенный средой, в которой вынужден жить. Он глубоко недоволен собой, но не может найти никакого выхода из сложившегося положения — ни покончить с собой, ни изменить образ жизни, ни заняться чем-то другим.
К нему — трогательному, смешному, нелепому — чи­татель начинает испытывать жалость, но и только. Это не герой, это просто страдающая личность, унаследо­вавшая от романтизма только стремление жить другой жизнью; в то же время его возлюбленная Шурочка — реальная, земная женщина, в которой нет исключитель­но ничего, что можно бы было назвать идеальным, пре­красным, восхитительным, романтичным.
В романе нет ни одного идеального или просто по­ложительного героя, все они, так или иначе, публика ходульная, неестественная, наигранная, даже фальши­вая. Автор не дает читателю возможности полюбить ни одного героя, он попросту срывает с них маски кажуще­гося величия и очарования, т. е. все покровы, чтобы показать, насколько все они непривлекательны.
Позерство Ромашова, хотя ему самому оно, возмож­но, и кажется романтическим, совершенно неуместно и глупо перед дуэлью; ею мечты раздражают каждого мыслящего человека, потому что, кроме душевной сла­бости, они не содержат в себе ничего. Это актер, через которого и жизнь, и смерть проходят, словно через ве­ялку, оставляя только шелуху, от которой некуда деваться.
Образ Шурочки тоже не может вызвать у читателей того восторга, который обычно вызывают положительные романтические героини: сначала она кажется про­сто идеальной, но вскоре тонкий слой позолоты тает, обнажая ее истинное лицо, ее подлинную природу и натуру
Да, Шурочка не глупа, она даже умна, но в то же вре­мя она жестока и расчетлива и действует исключитель­но в соответствии с собственными соображениями, под­час не задумываясь о том, кто и как воспримет ее пове­дение. Она похожа на морскую сирену, которая сначала привлекает своим прекрасным пением, потом просит подержать зеркальце и расческу, а потом... Молчит не­подвижная водная гладь, не дает ответов, и, безуслов­но, страшна ее тайна. Не этой ли пропасти боялся Ро­машов, предчувствуя свою смерть?
Ромашов не столько борется с окружающей его ту­пой и жестокой жизнью, сколько защищается от нее. А как, в самом деле, можно и бороться, и защищаться од­новременно? Ромашов слаб, он неизмеримо слабее, чем думает сам. По, когда он У погибает, становится ясно, что это не он проиграл в борьбе с жизнью. А жизнь, прохо­дя мимо, раздавила его и пошла дальше, даже не заме­тив, что это там попало под ее пресс. Увы, она оказа­лась далеко не такой, какой ее видел Ромашов, она на самом деле — пошлая, грубая, тупая, жестокая, но жи­вая, в то время как Ромашов уже мертв.
Так, по замыслу автора, осуществилась великая прав­да жизни, заключающаяся в борьбе за право жить. По­тому что жизнь, какой бы порочной и жестокой она ни была, никогда не прощает человеку слабости и мстит за малейшее проявление малодушия.

Похожие сочинения

  1. Социальная проблематика в повести А.И..Куприна «Поединок»
    Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением. А.И. Куприн Повесть «Поединок» дополняет и развивает тему о состоянии и положении русской армии, нашедшей...смотреть целиком
  2. Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок»
    1. Портрет и характер Георгия Ромашова. 2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера. 3. Любовь к Шурочке как спасение от жестокости военных будней. 4. Образ Александры Петровны и ее отношение к любви. 5. Неизбежность поединка. — Спи, моя...смотреть целиком
  3. Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок"
    Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства - неприкосновенность военной...смотреть целиком
  4. Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна
    Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии...смотреть целиком
  5. Образ народа в повести Куприна «Поединок»
    Помимо офицерской верхушки в повести правдиво нарисована солдатская масса. Особо выделены в повести образы денщика Гайнана и солдата Хлебникова. Черемис Гайнан тоскует по родине, но живется ему лучше, чем другим солдатам, и потому он сохраняет свою наивность...смотреть целиком
  6. Поединок насилия и гуманизма
    Писатель должен изучать жизнь, не отварачиваясь ни от чего. А.И.Куприн Человек и армейская машина — вот, на мой взгляд, основная проблема повести Куприна “Поединок”. Это реалистическая повесть о русском офицерстве. В центре ее — конфликт мечтателя с...смотреть целиком
  7. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок"
    Когда закрываешь последнюю страницу повести Куприна "Поединок", возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего...смотреть целиком