Александр Иванович Куприн -- честный и самоотверженный художник, патриот России. В своих критических произведениях писатель старался показать "язвы" современного общества для быстрейшего их лечения. Повесть "Поединок", напечатанная в 1905 году, в разгар русско-японской войны, объясняла причины поражения России в этой войне.
Писатель с болью и горечью показывает бессмысленную муштру и жестокость, царящие в царской армии, и небоеспособную, вследствие этого, армию, разложившееся офицерство, забитых солдат.
Глазами героя повести Юрия Алексеевича Ромашова дана картина занятий на плацу, когда "...переборщат, задергают солдата, замучат, затуркают, а на смотру он будет стоять как пень..."
Но и офицеры не видят толку в ежедневных изнурительных занятиях на плацу, сопровождающихся криком и зуботычинами офицеров. Такие занятия рождают только одно желание -- поскорее закончить их и забыться в пьяном угаре.


Мечты Ромашова об образовании, академии -- лишь фантазии, которым не суждено превратиться в реальность. "Глупости! Вся жизнь передо мной! -- думал Ромашов, и, в увлечении своими мыслями, он зашагал бодрее и задышал глубже.-- Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию... Труд! О, трудом можно сделать все, что захочешь. Взять только себя в руки". Просто осуществимое в мечтах дело становится в реальности недостижимым. Юрий Алексеевич бесплодный мечтатель, идеалист, который рукой не пошевелит ради достижения тех прекрасных планов, которые он строит бесконечно в своем воображении.
Любовь к Шурочке Николаевой -- Александре Петровне -- единственное светлое ощущение его серой и беспросветной жизни в гарнизоне. Ромашов понимает, что поступает подло, ухаживая за женой сослуживца, но это сильнее его. Юрий Алексеевич, по обыкновению, строит воздушные замки и на тему "любви". Но чем пышнее и необузданней его фантазия, тем ничтожнее герой. И он сам, и читатели понимают, что герой уходит в мир иллюзий из-за беспомощности и страха перед жизнью. Он не способен изменить свою жизнь, а лишь "плывет по течению", надрывая душу себе бесплодными мечтами. Герой не лишен благородства, сострадания к слабым и униженным солдатам. Но это сострадание "приятеля по несчастью" к такому же, как и он сам.
Пьяный Казанский объясняет Ромашову то, что тот подспудно всегда сам знал и чувствовал: "Почему я служу? ...Потому что мне с детства твердили и теперь все кругом говорят, что самое главное в жизни -- это служить и быть сытым и хорошо одетым. И вот я делаю вещи, к которым у меня совершенно не лежит душа, исполняю ради животного страха жизни приказания, которые порой мне кажутся жестокими, а порой бессмысленными..." Время запоя Назанский называет "временем свободы".
Любя Шурочку, Ромашов понимает, что эта любовь от безысходности. Эта женщина способна на любую подлость. Ради своих честолюбивых целей она перешагнула через Казанского, через Ромашова... Кто следующий?
Так постепенно повесть, написанная, казалось бы, на армейскую тему, перерастает узкие рамки, затрагивая общечеловеческие проблемы.
Демократическая общественность и критика, приветствуя "Поединок", стремилась прежде всего раскрыть его революционный смысл. "Военное сословие -- лишь часть огромного бюрократического сословия, заполонившего русскую землю..." При чтении повести "вы начинаете интенсивно ощущать гнет окружающей жизни и искать из нее выхода",-- писал "Вестник и библиотека самообразования" за 1905 год. Но феномен повести состоит в том, что она не утеряла своего значения и в наши дни, как бы ни было это печально признать.

Похожие сочинения

  1. Анализ повести "Поединок" Куприна А.И.
    «Поединок» В 1905 году в сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована повесть «Поединок», посвящённая М. Горькому. Она вышла в дни цусимской трагедии1 и сразу же стала значительным общественным и литературным событием. Герой повести подпоручик Ромашов,...смотреть целиком
  2. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок"
    Когда закрываешь последнюю страницу повести Куприна "Поединок", возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего...смотреть целиком
  3. Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок»
    «Поединок», как многие произведения Куприна, оставляет щемящее чувство печали. Впустую растрачиваются поэтические мечты, жажда жизни юного подпоручика Юрия Алексеевича Ромашова. Его нетерпеливое стремление к счастью вскормлено тягостной и скудной армейской...смотреть целиком
  4. Социальная проблематика в повести А.И..Куприна «Поединок»
    Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением. А.И. Куприн Повесть «Поединок» дополняет и развивает тему о состоянии и положении русской армии, нашедшей...смотреть целиком
  5. Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок»
    За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, офицеры несут службу, как принудительную и неприятную барщину, не любят ее и тяготятся ею. Младшие чины опаздывают на занятия, убегают с них, командирам тоже не до службы. Обремененные многочисленным...смотреть целиком
  6. А.И. Куприн - Поединок
    Повесть «Поединок» принесла А. И. Куприну всероссийскую славу. Переведенный еще в рукописи на немецкий, французский, а затем на польский, шведский, итальянский языки, «Поединок» уже в 1905 году стал известен западноевропейскому читателю. Правдивое...смотреть целиком
  7. Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок»
    Образ Ромашова дан в повести в динамическом развитии. Поначалу герой пребывает в мире книжных представлений, романтической героики и честолюбивых стремлений. В классе читается небольшой отрывок из главы II (начало отрывка - "Блестящий офицер генерального...смотреть целиком