Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания

Декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях

Николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в

Это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с

Сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет

В стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь,

Чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает

Свои общие суждения о поколении 30х годов:

Печально и гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и

Сомненья,

В бездействии состарится оно.

Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и

Поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии

Декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади

Примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.

Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее

Надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью

Поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,

Ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение

Заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских

Рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем без шума и

Следа,

Не бросивши векам ни мысли

Плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица

Прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским

Режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.

Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к

Пробуждению гражданской совести у своего поколения.

Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося

Человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и

Отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает

Элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.

Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт

Намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они – это придворная

Знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале

Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях.

Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников

Гибели Пушкина. Его погубили « надменные потомки известной подлостью

Прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители

Придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе

С декабристами. Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и

Открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому

Дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций

Пушкина. Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению

Другое – « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно

Характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя

Одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает

Душой. Стихотворение волнует нас не только потому, что в нем обличается

Высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства.

Лермонтов очень любил свою родину, поэтому в его произведениях родина

- предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних

Творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России. В

Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую

Гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос

: что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не

Процветание и благоденствие. Прежде всего должен быть уничтожен закон :

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон.

Россия представлялась поэту как « страна рабов, страна господ » .Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай,

Немытая Россия … » Это, по – моему, одно из самых громких и ярких

Заявлений Лермонтова. В этом произведении прозвучало оскорбительно -

Дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение

Родной страны – « немытая Россия » . Такого русская литература еще не

Произносила! Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в «

Стране рабов, стране господ » , быть под постоянным надзором властей. И в

То же время, он ненавидит Россию безропотную, покорную, где царят

Беззаконие и произвол. Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной

Природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж

Отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у

Него природа. Доказательством этому служит стихотворение « Родина » .

Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию.

Это, своего рода, казенный патриотизм.

В чем же

Заключается эта странность? Вероятно, в двойственном отношении к родине.

Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта.

Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот

Так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов

Категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и

Желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против

Политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу

И счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты

Чувством великой любви к народу.

Все таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы

Одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики :

Одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт

Безнадежно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми

Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство

- любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной

Любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно

. Да и сама жизнь – пустая и глупая шутка. Как ни странно, ощущение

Постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир

Мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу »

Принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи

, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии

Природы, которая не знает противоречий. Далее, от ночного пейзажа мысль

Переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевный

Тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен

На душевных переживаниях человека. Лермонтов – глубокий и тонкий психолог

, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные

Настроения и переживания.

Лермонтов – поэт настоящего, но чтобы хорошо знать настоящее, надо

Иметь хорошее представление о прошедшем. Лермонтов не был историком,

Однако, в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты. Как

Истинно русский человек, как гражданин – патриот, он не мог не любить

Своей истории. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его

Общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса,

Его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет

Стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших

Поколений.

В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было

Увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена

Рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого

Говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского

Солдата :

Забил заряд я в пушку туго

И думал : угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою ;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою.

« Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил

Великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном

Значении. Мы всегда останемся благодарны поэту за то, что в скорбные дни

Национальной трагедии, когда пол – России топтали сапоги немецкихОккупантов, его строки будили в нас чувство долга. Тогда все войска

Оборонявшие Москву, повторяли крылатые строки : « Ребята! Не Москва ль за

Нами? Умремте ж под Москвой… »

В литературном наследии Лермонтова немало произведений, посвященных

Русской истории. Поэма « Последний сын вольности » – это красочный рассказ

О жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность. В

Поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного.

Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства,

Свойственные поколению старого времени. Именно о таких людях он говорит в

Песне про купца Калашникова. Автор уходит в глубину веков и создает

Жизненную правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя

Свершения подвига во имя чести и долга. Мне кажется , что обращение

Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной

Гордости за дела своих предков, желанием пробудить у современников интерес

К славным страницам русской истории, и тем самым поднять их гражданский

Дух в мрачные годы николаевской реакции. И я согласен со словами В. Г.

Белинского, сказавшего, что он « вопрошал и допрашивал прошедшее, чтобы

Оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .

М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много

Размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К

Другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи

О поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них

-отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего

Места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство

Внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист,

Читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою

Идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи

С общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

Ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы

Литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого

Стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий

От поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос,

Обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,

Расставшись с сложной мишурой,

Мысль обретет язык простой,

И страсти голос благородный?