Печорин – незаурядная личность. Он умён, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой произведения Лермонтова энергичен, активен, «бешено гоняется за жизнью». Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру «по пустякам». Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия. Таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. Он герой произведения своего времени. Он, как и Онегин, не находит смысла жизни. Каков же Печорин в сцене последнего объяснения с Мери?


Мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. У неё много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. Но самолюбива, горда, иногда заносчива. Она полюбила Печорина, но не поняла его мятежную душу.


Печорин узнает от Вернера, что после его дуэли с Грушницким Мери заболела. Её мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. Печорин перед отъездом зашёл проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что Печорин любит княжну и может жениться.


Теперь он должен поговорить с Мери, потому что его неправильно поняли. «Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». И хотя сердце Печорина сильно билось, но «мысли были спокойны, голова холодна». Он не любил её. Ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба. Печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. «Еще минута, и я бы упал к её ногам», - думает Печорин, когда видит, что она любит его. Но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой. Он признается в своих недостатках, низости, и княжна «бледная, как мрамор, отвечает: « Я вас ненавижу». Впоследствии Печорин спрашивает себя, почему «тихие радости и спокойствие душевное» не для него. И отвечает: « Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…». Одна Вера понимала Печорина. Он не мог бы жениться на Мери, потому что не любил её и не хотел потерять свою свободу и независимость.


Но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. Он переживает, когда видит, как больна Мери, как она его любит, готов «упасть к её ногам». Но ему жаль её, и всё. Рассудок и холодность побеждают. Печорин самокритичен. Он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. Но надо признать, что герой произведения и эгоистичен. У него нет друзей. Даже с Вернером он холоден. Даже Веру он не смог полюбить. «Во мне душа испорчена светом». Да, это так. Жаль, что недюжинная натура Печорина не принесла ему счастья. Он не нашел смысла жизни.


Для меня литературное произведение М. Ю. Лермонтова «Герой произведения нашего времени» - это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.


Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна»…


А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…»


Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой произведения очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.


Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!


Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».


Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из главных качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.


Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: «…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым». Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства» во взоре, умение прекрасно «пользоваться своими преимуществами» и поразительное при этом ощущение собственной «несчастливости». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр». Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.


Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.


Послание Веры Печорину автор произведения создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней». Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от «счастья» с Мери.


Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов литературное произведениеа «Герой произведения нашего времени», потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.