Лермонтов начал писать роман «Герой нашего времени» в 1838 году. Через два года роман вышел отдельным изданием и сразу же вызвал ожесточенные споры. Ведь в нем Лермонтов отвечает жизнью Печорина, молодого человека 30-х годов, на важнейший вопрос: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизни?

Прогрессивные люди этого времени с восхищением восприняли роман, ибо нашли в нем правду, нашли в нем свои сомнения, они приветствовали его, как «Евгения Онегина», и действительно, и тот и другой были настоящими откровениями, но реакционеры буквально взвыли, хорошо понимая, что этот роман произведет огромное впечатление на умы и сердца, что он поставит под сомнение разумность существующих общественных порядков. Хорошо известно отношение «жандарма Европы» Николая I к «Герою нашего времени». Достойную отповедь реакционным критикам дал сам Лермонтов в предисловии к своему роману: «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?»

О Печорине можно говорить бесконечно, ибо Лермонтов проник «в самые глубины души человеческой…». Но он не один на сцене жизни. Его сопровождает множество людей, и среди главных героев мы видим женщин, столь чудесно выписанных пером Лермонтова. Сам Печорин в своем дневнике признается, что «кроме их на свете ничего не любил». Так кто же они? Контрабандистка. В ней действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Она смела, решительна: обнаружив, что Печорин узнал, что случилось ночью на морском берегу, и якобы собирается донести коменданту, она решается убить его, проявив завидную хитрость, ловкость и силу. Она искренне грустит и беспокоится о Янко в бурную ночь. Но в то же время она чудовищно жестока к бедному слепому и старухе! Ее духовный мир скуден. Ее стремления и заботы ограниченны, деньги определяют их. «Ну что же? В воскресенье ты пойдешь в церковь без новой ленты», — подтверждает это слепой. «В ней много породы…» И именно порода движет ею, она подвластна лишь ей…

Дочь гор Бэла…. Она также выросла среди природы и простых людей, но как она отличается от контрабандистки! Порывы ее души глубоко разумны и человечны. Она обладает особенной гордостью, даже когда она говорит Печорину, что она его пленница, и, следовательно, он может поступить с ней, как хочет, в ней ощущается ее человеческое достоинство… «Я не раба его», — гордо бросает Бэла. Ее долгое молчание, равнодушие к подаркам, ее гордость еще более подчеркивают глубину и силу ее любви. Она замкнута и не говорит о своих страданиях, но ее короткие ответы Максимычу, ее потускневшие глаза говорят больше, чем пространные монологи… «Так шествовала по земле дочь Черкесии», но… Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Но и умирая, Бэла самозабвенно любит Печорина, и этой любви еще большую красоту, еще большую силу придает ее верность своей вере, хотя это не оставляет ей надежды на встречу с Печориным в «царстве мертвых»…

Но Бэла своими глазами, которые «так и заглядывали к вам в душу», не смогла постичь глубины души своего любимого. Это смогла сделать единственная женщина — Вера. Она «проникла во все тайны души» его, она поняла, кто он такой, но это не охладило ее любви, ее «глубокой нежности, не зависящей ни от каких условий…». Эта любовь ее запрещена ей законом, ибо она замужем… «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье слезами и тоской заплатишь ты судьбе». Все благородство, вся глубина ее неподдельного чувства раскрываются в ее письме, которое невозможно читать без слез. «Я погибла, — но что за нужда?..» Как можно оценить, осознать такую жертву? Ради любви она действительно «потеряла все на свете…». И именно поэтому почти неизменными остаются ее мелкие женские слабости, ее ревность… Ее любовь бескорыстна: предчувствуя скорую смерть, она не может думать о будущей жизни, она думает только о Печорине, а просит его лишь только помнить о ней, помнить…
Княжна Мери. На первый взгляд может показаться, что это одна из обаятельных, милых, благовоспитанных аристократок, но это далеко не так. Ее душе свойственны благородные, человечные порывы, в ней нет заносчивости, и это прекрасно можно понять из эпизода с Грушницким: княжна поднимает стакан раненому солдату… Она обладает сильным и быстрым умом и поэтому скорее ценит человека по его личным качествам и понимает, кто ее окружает. И именно поэтому она ищет и находит сильную личность, но… Счастья ей это не приносит. Любовь ее становится сильнее день ото дня, это, наверное, ее первое столь сильное чувство… Глубоко тронутая рассказом Печорина о своей жизни, Мери, обладающая, помимо этого, и острым чувством сострадания, и до этого скрывающая свои чувства, признается ему в любви… Какой же жестокий, тяжелый удар обрушивается на ее хрупкие плечи! Но даже тяжело заболев, она с достоинством все выносит и вызывает искреннее сочувствие и восхищение. Ее глаза чудесно сверкали, но может ли она сохранить этот блеск, быть когда-нибудь счастлива, сохранит ли свою душу, разуверившись в любви?

В чем же особая завораживающая сила «Героя нашего времени»? В правде? В обвинении существующих общественных порядков? В передаче состояния «умной ненужности» человека 30-х годов прошлого века? В проникновении в душу человеческую? В великолепном слоге? Наверное, во всем. И именно поэтому роман будут читать и любить всегда. Это не только откровение одной эпохи, «Герой нашего времени» нужен и нам, и многим другим поколениям, и не только чтобы понять эту эпоху, но понять и самих себя.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная часть романа — «Дневник Печорина». Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героев анализируются им же со «строгостью судьи и гражданина». Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей». Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая «игра» с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что «честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напыщенная гордость».

Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического романа в стихах о современности, то Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.

Реализм «Героя нашего времени» во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает невозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени.

Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури». Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений. Самоанализ необходим современному человеку, чтобы верно соотнести свою судьбу и предназначение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений — настоящая трагедия для героя его поколения.

Дневник Печорина — живая, сложная, богатая аналитическая работа разума. Знакомство с ним доказывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он говорит: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эта же мысль повторяется у Лермонтова в стихотворении «Дума»:
* Богаты мы, едва из колыбели,
* Ошибками отцов и поздним их умом,
* И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
* Как пир на празднике чужом.

Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные»,— пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал о таких молодых людях: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно».

Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким увидел свое поколение Лермонтов.