Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе»Н. С. Лескова
1. Носитель всемирной славы России. 2. Платов — носитель воинской доблести. 3. Левша и добропорядочные лондонцы. 4. Облик сказителя в сказе «Левша». 5. Лесков — «писатель будущего».

Одно из самых поэтичных поучительных произведений Н. С. Лескова - сказ «Левша». Замысел «Левши», по признанию Лескова, возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал».

Образ Левши, главного героя сказа, включает в себя все черты, свойственные лесковским праведникам, имеет еще одну — главную: он носитель мировой славы России. Поэтому Левша действует в сказе в основном не среди земляков, а за рубежом родины. Он не только великий талант, но и патриот. Как известно, Левша весьма понравился лондонцам, которые его уговаривали остаться в Англии, жениться на англичанке, сулили обеспеченную жизнь. На все это Левша отвечал решительным отказом: «Мы к своей родине привержены».

Казак Землянухин тоже не соблазнился обеспеченной чужеземной жизнью, хотя его там славили, водили по театрам, по званым обедам и даже в его честь устроили заседание английского парламента. После чего англичане просили его остаться у них, обещая ему богатую землю, но и он от этого отказался, сказав что «покойную хижину Тихого Дона не променяет ни на какие сокровища».

Судьба казака Землянухина оказалась счастливее судьбы Левши. Генерал Платов представил его императору всероссийскому... произвел по высочайшему соизволению в урядники, уволил на Дон по слабости здоровья.

В сказе «Левша» русскому человеку-творцу, неразрывно связанному с родной землей, противостоит не только машинная, механическая культура Европы, но и царь России и его свита. Весь образ мыслей царя состоит в полном противоречии с образом мыслей патриота России генерала Платова, который тщетно пытался доказать царю, что «русские все могут сделать, но только им полезного ученья нет».

Косой Левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. Он символ русского народа. Безымянный мастер и его товарищи «взялись поддержать Платова и с ним всю Россию», чтобы доказать ее непревзойденную самобытность и талантливость. Невзрачный тульский мастеровой свободно, с чувством собственного достоинства, беседует и с царем, и с учеными англичанами. Ему помогает вера в силу своей родины, глубокая убежденность в мудрости устоев народной жизни России: «Наша русская вера — самая правильная, и как верили наши праот - цы, так же точно должны верить и питомцы».

Генерал Платов — носитель воинской доблести России, Левша — носитель ее трудовой доблести. На них держится страна. Они ее полномочные представители, а не цари и их свита. Характеры Платова и Левши очень схожи, несмотря на разницу в их общественном положении. Оба они добрые, честные, самоотверженные люди, живущие не для себя, а для родины.

«Мужественный старик» Платов не нажил богатства, не нажил он и уважения от царского двора, уйдя в отставку. Как и Левша, Платов — человек широкой русской души, он демократичен и неподкупен. Царская свита чужда ему, но и она его не жалует. Заметив волнение Платова по поводу того, как туляки выполнили его наказ, «царедворцы» все от него отвернулись, потому они его терпеть не могли за храбрость.

Будучи убежденным, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся», царь и его брат, отдали власть в правительстве многим иностранцам. Министры — графы Кисельвроде (Нессельроде), Клейнмихель и другие, конечно, не могли быть патриотами России, защитниками русского народа. Царь и его окружение показаны Лесковым как сила, глубоко чуждая народу. В этой стране талантливому человеку нет жизни. Его грабят, бьют, над ним зверски издеваются, даже когда он в беспомощном состоянии.

Сам жанр сказа предполагал тип сказителя, близкого к народу, осмысление события в народном духе. Лесков подчеркивает в облике власть имущих главное: внешнюю помпезность, глуповатость, злое ехидство, фальшь. Именно эти черты бросаются в глаза Платову и Левше. Смешон и глуповат царь Александр, без конца ахающий при виде заморских новинок и платящий за ненужную пляшущую «нимфозорию» миллион рублей серебряными пятачками. Но его упорное неуважение к родному народу и преклонение перед всем иностранным уже не смешно, а оскорбительно.

Изображение «добропорядочных» англичан ведется Лесковым в тонах веселого юмора. Это люди честные, трудолюбивые, искренне желающие добра Левше. Они основательные, но внутренне бескрылые люди, рабы и поклонники «практических приспособлений механической науки». Металлическую блоху они сделали, чтобы удивить мир, и были уверены, что никто их превзойти не сможет.

Лесков на примере трудового подвига Левши и его товарищей с горечью показывает, что правительство России не может и не хочет направить великую созидательную силу русского народа на преобразование отсталой страны. Силы гениальных людей тратились на пустяки, хотя и потрясающие по своему искусству.

Конец сказа «Левша» особенно сильный в художественном отношении. Именно в этих сценах (Левша в Англии и его трагическая кончина), рисующих победу русского таланта и его последующую гибель на родине, и заключен основная идея сказа.

Облик сказителя в сказе «Левша», его речь сливаются с обликом и речью главного героя сказа. Оригинальность восприятия жизни, чуждой сказителю и герою, комическое и сатирическое переосмысление многих ее понятий, языка и создает особый стиль сказа о Левше.

Автор характеризует стиль сказа «Левша» как «баснословный», то есть сказочный, басенный. Но Левша встает перед читателями как живой человек, а не условный сказочный герой. И впечатление это создается во многом благодаря народному разговорному языку, благодаря умению сказителя раскрыть психологию персонажа через диалог. И события, и речь персонажей сказа лишены фантастики. Все воспринимается как вполне реальное и правдоподобное.

Лев Толстой называл Лескова «писателем будущего», вкладывая в это определение, видимо, мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского человека. Пророчество Толстого оправдалось. В наши дни Лесков стал ближе родному народу, чем был при жизни.