Мопассан любил смущать покой самодовольных обывателей. В 1870-е гг., когда Европа была охвачена страхом перед террористическими актами русских народовольцев, молодой писатель вместе с компанией своих друзей устроил провокационный розыгрыш, принявшись изображать русского нигилиста с бомбой в дачном поезде, забитом богатыми буржуа. Невинная забава закончилась арестом шутников, которых полиция подвергла тщательному обыску и допросу.
Вспоминая об уроках Флобера, Мопассан рассказывал, как тот ставил перед ним задачу описать какую-либо сцену или интерьер с помощью одной детали, которая давала бы основное представление об атмосфере, жизненном укладе, характерах и взглядах обитателей дома.
С огромным уважением Г. де Мопассан относился к русской реалистической литературе. Знакомству с ней он в значительной степени был обязан И. Тургеневу — писателю, с которым его связывали отношения личной дружбы и творческого общения. Мопассан часто передавал ему на чтение свои рукописи, спрашивал его совета, а Тургенев, со своей стороны, с энтузиазмом пропагандировал его творчество в России. Автору знаменитых «Записок охотника» Мопассан посвятил обширную, исполненную искреннего восхищения статью, а после смерти Тургенева написал о нем проникновенный некролог.