В 1911 году родился В.П.Некрасов, получил архитектурное образование, окончил школу актерского мастерства, работал в театрах, откуда собственно и пошел на фронт. Два раза получил ранение. Вследствие второго ранения в некоторой степени была парализована правая рука. Советом доктора было тренировать немного руку, и Некрасов решил писать о Сталинграде. Эта повесть - первое произведение, правдиво рассказывающее о военном времени. Повесть «В окопах Сталинграда» отлична от всей военной литературы, и лишь по духу немного похожа на «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, который говорил: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти».

К примеру, последние минуты жизни Лазаренко: «Капут… Кажется… - он пытается улыбнуться. - Из-под рубашки вываливается что-то красное. Он судорожно сжимает это пальцами. На лбу выступают крупные капли пота…» В первой половине повести война это: «Лица красные, потные, осатанелые, голоса хриплые». Взрывы, паника, хаос, всеобщее непонимание…

Рассказ ведется от лица Керженцева, повесть похожа на дневник, в котором изображаются дни военного инженера лейтенанта на войне. Описания битв прерываются мыслями Юрия, его воспоминаниями и размышлениями о том, насколько все переменилось в его жизни. Главный герой испытывал позор, так как, будучи командиром, он «не знает, где его взвод, полк, дивизия». Сдавалось, что весь кошмар (отступление под Москвой) позади, но наши бойцы опять отходят. Командир испытывает чувство вины, так как понимает, что мирные жители не будут защищены. Он считает недопустимыми «бездеятельность и отсутствие цели».

Людям очень сложно на войне, ведь она требует не просто сражаться, но и трудиться физически. Чтобы выжить в таких страшных условиях войны солдатам случается примерить на себя множество профессий: плотник, столяр. Грязь, реки крови, смерть…Кто-то скажет, что Юра должен был свыкнуться со всем этим, но он не мог. Смерть всегда будет чужда человеку…

* «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымящийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть».


Создается впечатление, что герой меньше всего приспособлен к войне. Его жизнь предназначена для архитектуры, музыки, литературы, живописи. Разведчик Чумак, ранее пренебрегавший Юрием, считая его поэтом, стал уважать его за смелость и отвагу.

Керженцев говорит о любви к своей земле русского народа, о «русском чуде» и «скрытой теплоте патриотизма» воспетой Л.Толстым, о том, что немецкое вооружение не сможет это перебороть. Храбрость, патриотизм, бесстрашие - все это приближает наших бойцов к победе.

Большое количество незабываемых персонажей предстает перед нами в повести: сапер Лисагор, Игорь Свидерский, сержант Гаркуша, майор Бородин…особо трепетно описывается ординарец и связной Валега: «Он никогда ни о чем не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер под проливным дождем». Под свистом пуль он идет туда, где воюет Юрий с бойцами, и готовит им ужин.

Другой персонаж повести, командир роты Карнаухов, немногословен, но даже в самые тяжелые минуты он выполняет свои обязанности. В случае чего он может рисовать план обороны и, не сомневаясь, пойдет в атаку на врага (так он и погибнет). И только спустя некоторое время Керженцев обнаружит его искренние, простые, светлые стихи. Повесть «В окопах Сталинграда» очень ценна для нас тем, что в ней правдиво описаны события военного времени.