Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Белинский, когда писал: «Еще Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов...» (В. И. Белинский, Сочинения, т.. 13, стр. 40). Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».

Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую. Кого хочу — казню.,.—»

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности, бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — моё желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпнтельный.
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!..

Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «под топором крестьянина» валятся дворянские парки, как «по кирпичику» разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин — «Последыш»,— и в их портретных характеристиках.
Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина — «Последыша». Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861 г. Совершенно не зная своих крестьян, «Последыш» отдаёт нелепые распоряжения по вотчине: приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодился м правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина.








Нелепы не только «дурацкие приказы» «Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый, светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как о грош!

Крутым самодурому-гнетателем показан и помещик Ш алашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём «настала каторга корёжскому крестьянину — до нитки разорил!»— говорит Савелий.
Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость — таковы типические черты характера помещиков, изображённых в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,— говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот"тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.