Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо», над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности произведе­ния, определившей жанровое своеобразие — поэма-эпо­пея. В ней Н. А. Некрасов, опираясь на фольклорную осно­ву, попытался отразить глазами разных представителей на­рода все важнейшие события пореформенной России.

Герои поэмы и их представление о счастье. Найти ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы, пытаются 7 му­жичков из деревень с «говорящими» названиями: «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Не­урожайка…» Спор, возникший между героями («Роман ска­зал: помещику, // Демьян сказал: чиновнику, // Лука сказал: попу».), заставляет их отправиться в дорогу. Мотив дороги становится сквозным и расширяет пространство поэмы, по­зволяя автору показать всю Русь.

Первоначальное представление мужичков о счастье как о «покое, богатстве, чести» подвергается пересмотру. Встре­ченный ими священник развеивает миф о собственном бла­гополучии:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы,поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные,
Господь, прибавь им сил!
С таких трудов копейками
Живиться тяжело!

Душевная щедрость, широта и доброта народа в «Сель­ской ярмонке» фокусирует внимание мужичков на кресть­янской душе. «Пьяная ночь» представляет «счастливца» — Якима Нагого, который становится символом духовности: этот мужичок из горящей избы вынес картиночки, а жена его спасала иконы, все же материальные ценности, что на­жили, сгорели. К «счастливым» относит народная молва Ер- милу Гирина («В остроге он сидит…»), Матрену Тимофеевну Корчагину («Не дело — между бабами // Счастливую ис­кать!..»), Савелия — «богатыря святорусского» («Счастливец тоже был…»). Но судьба каждого из них тяжела. Счастье их имеет нравственное содержание: «почет… не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой», «лад в семье», свобода, за которую не страшно и на каторгу пойти.Не многим лучше оказывается в новом времени и житье помещика: усадьбы переводятся, сады вырубаются, кругом царит запустенье:
Поля — недоработаны,
Посевы — недосеяны,
Порядку нет следа!
О матушка! О родина!

Болезненный слом эпохи прошелся и по дворянскому со­словию:
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..

Счастливый в поэме. Но кому же на Руси «живется весе­ло» и «вольготно»? Путь народного заступника, по мысли автора, есть путь к счастью. Некрасов выступает на стороне бунтарей во имя справедливости и свободы. Воплощением этой авторской идеи становится образ Гриши Добросклоно­ва. Сын крестьянки, знающий все тяготы жизни простых людей, выступает за счастье народное:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Песенка Гриши «Русь» о «сердце народном», сохранив­шем свою свободу даже в рабстве, о силе, спокойной со­вести, о правде становится «воплощением счастия народ­ного».

Глава «Пир на весь мир», в которой странники и встреча­ют Гришу Добросклонова, демонстрирует постепенно про­сыпающееся самосознание крестьян (от главки «Горькое время — горькие песни» к главке «Доброе время — добрые песни»). Именно после пира Гриша слагает песню, в кото­рой звучат слова «вольного сына»:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…

В финале поэмы авторское представление о счастье со­единяется выбором сынов Руси, «отмеченных печатью дара божьего». Выбор «тесной, честной» дороги, по которой идут заступники «за обойденного, за угнетенного», по мнению Н. А. Некрасова, и есть путь к счастью.